Изучение иностранных языков:
славянских, тюркских, мертвых и других
Меню
Языки
Последние статьи

Религия в Турции

1. Религия в Турции

Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Турции, за 15-19 минут.

Турция издавна была домом для существования трёх мировых религий - ислама, христианства и иудаизма. На сегодняшний день страна является одним из самых мирных мусульманских государств с великим вкладом в мировую культуру, искусство, архитектуру и литературу.

Содержание статьи:
  1. 1. Религия в Турции
    1. Основные религии Турции в процентах
    2. Религия и население Турции
    3. Религия и политика в Турции
  2. Ислам в Турции
    1. Какой ислам в современной Турции
      1. Религия в Турции в 20-21-ом веках
      2. Понятие «этнические мусульмане»
      3. Религиозное образование в Турции
      4. Ношение платков в Турции
      5. Радикальные группы в Турции
      6. Ограничение продажи алкоголя и рекламы в Турции
    2. Бадиуззаман Саид Нурси
    3. Ислам в Османской империи
    4. Реформы Кемаля Ататюрка в Турции
      1. Таблица-схема реформ Кемаля Ататюрка
      2. Лаицизм
      3. Реформы Ататюрка коротко – доктрина «Шести стрел»
    5. Суфизм
    6. Имамы в Турции
    7. Ислам и туризм в Турции
    8. Главные религиозные праздники в Турции
      1. Рамазан и Рамадан в Турции
      2. Новруз Байрам в Турции
      3. Курбан Байрам в Турции
  3. Другие религии Турции
    1. Христианство в Турции
    2. Иудаизм в Турции
    3. Езиды в Турции
  4. Мечети в Турции
    1. Мечеть в Турции султана Сулеймана
    2. Голубая мечеть в Стамбуле
    3. Мечеть Хюрремв в Турции
    4. Исламский мавзолей суфийского ордена Мевляны Руми
  5. Заключение

Несмотря на то, что с 1928 года Турция провозглашена светским государством, подавляющее большинство населения считает себя верующими людьми. Титульной религией в Турции является ислам, его придерживаются более 99% населения. И лишь малая часть населяющих страну людей исповедуют иные религии, в числе которых христианство, иудаизм и езида.

Турция является второй по счёту страной в мире, где ислам был отделён от государства. Но, по причине принятой в 1980 году стратегии «Турецкого исламского синтеза», власть стала теснее взаимодействовать с религиозными институтами.

Основные религии Турции в процентах

В стране свободно исповедуют следующие религиозные учения:

  • ислам - 99,1%;
  • христианство - 0,6%;
  • иудаизм - 0,2%;
  • езида - 0,1%.

Преобладающее количество мусульман Турции исповедуют ислам в форме суннизма халифатского толка, распространён и шафиитский толк суннизма и шиизм. Из христиан представлены православные, армяно-григориане и халдо-католики. Встречаются иудеи и езиды.

1.2 Религия и население Турции

религия в турции

Суннитский ислам Ханафи доминирует среди остальных толков в обществе по всей стране. Шафиитский суннизм распространён среди турок некоторых районов Восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов. Шиитов представляют последователи двух организаций - Али-Илахи (в основном это курды с севера Харпутской равнины и Дерсимских гор, а также туркмены и юрюки) и нусайриты (в основном это арабы с приграничных с Сирией территорий). Христианство в Турции исповедуют, в основном, греки, болгары, армяне и малая часть арабов.

После государственных реформ Кемаля Ататюрка в 1928 году, в Турции стало происходить реальное отделение религии от государства. Это привело к упрощению и некоторому упразднению свода правил, присущих поведению мусульманина.

К примеру, пять намазов сокращены до двух в день и стали необязательными. Для женщин отменялась необходимость носить паранджу, разрешалась и повседневная европейская одежда - плащи, брюки и платки. А религиозные головные уборы в правительственных зданиях, школах и университетах, стали и вовсе запрещены.

Турки начали употреблять алкоголь. Однако, некоторые правила не изменились. Это касается обязательного обряда обрезания у мальчиков 12-14 лет, или запрета на употребление в пищу свинины.

1.3. Религия и политика в Турции

Религия в Турции ислам

В результате принятых идей секуляризма (религия не вмешивается в дела государства и политику), место религии было оттеснено на задний план, у религиозных организаций отняли право участвовать в политической жизни страны. Официальная религия в Турции перестала существовать.

Но для Турции светскость и лациизм никогда не олицетворяли атеизм или отсутствие веры. Стремление некоторых представителей турецкого народа в последние годы, воссоздать значимость их страны как носителя исламских идей, вызывает ослабление светского характера государства и свободы религии.

На сегодняшний день турецкое правительство включает в себя Управление по делам религий (Турецкий Даянет (тур. Diyanet)), которое финансирует строительство суннитских мечетей, курирует действующие мечети, утверждает все проповеди и выплачивает государственную зарплату имамам.

Это интересно! Глава управления по делам религии Турции считается министром и является Хафизом, он имеет высшее духовное образование, знает Коран наизусть.

В 2002 году к власти пришла Партия справедливости и развития, 75% электората которой является активными верующими людьми. Наметилась тенденция того, что голоса отдаются тем кандидатам в члены парламента, которые демонстрируют свою религиозность.

Это интересно! На сегодняшний день все жены кабинета министров Турции носят исламский платок, ведь, согласно исламским обычаям, голова должна быть покрыта. В связи с этим, их мужей-политиков называют «партией платочников».

Светский характер государства сохраняется, но влияние исламского фактора на внутреннюю и внешнюю политику государства усиливается, и это - главный признак исламизации Турции. Уже сейчас судебную систему страны, по сути, светскую, порой сложно отличить от шариатских судов.

Справка! Прецедент в турецком суде. Гражданин Турции предстал перед судом по обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений своей жене с применением отвертки. Согласно выводам обвинения – с намерением убить. Решением суда вынесен приговор – пожизненное заключение. Однако при пересмотре дела, срок был сокращен до 11 лет. Причиной тому послужила новая информация о том, что супруга выходила с подругами и употребляла алкоголь. Это позволило суду постановить, что женщина «заслужила» быть убитой.

Одно из значительных различий между законом светского государства и законом шариата, является то, что первое считает преступлением, нанесение ущерба человеку или обществу, тогда как второе имеет склонность наказывать за «грех». Турция, стараниями Ататюрка, когда-то светское государстве, сегодня устанавливает близкие к шариатским порядки, только без названия Шариат.

2. Ислам в Турции

Тюрки приняли ислам в 8 веке. Его установление на территории страны закончилось в конце первой половины XI века, когда турки-сельджуки окончили расширение в Восточной Анатолии. В эпоху Османской империи Турция была одним из самых влиятельных мусульманских центров мира и служила примером следования традиционной исламской религии.

Сегодня на территории Турции прочно доминирует ислам суннитского толка, его придерживаются порядка 75% населения страны. Шииты-алевиты составляют 20% населения. В каждом поселении находится как минимум одна мечеть, а общая численность мечетей по стране достигает порядка 88 тысяч. Количество школ имам-хабы превысило 4 тысячи.

В последнее время в Турции резко увеличилось количество людей, совершающих ежедневный намаз, а женщины всё чаще выбирают одежду, связанную с мусульманской религией.

2.1 Какой ислам в современной Турции

политика и религия в турции

Действующий президент страны Реджеп Тайип Эрдоган ведет себя в жизни как истинный мусульманин, тем самым подавая пример турецкому народу. Он не курит, не пьёт алкоголь, исправно посещает мечеть, в священный месяц Рамадан соблюдает пост.

Партия Эрдогана активно финансирует строительство новых мечетей, которые напоминают дворцы. Они заменяют населению библиотеки, клубы, досуговые центры. Проповеди произносятся посредством десятков динамиков.

2.1.1 Религия в Турции в 20-21м веках

В последние годы страна значительно продвинулась в сторону исламизации, в 90-е годы усилилось движение радикального ислама.

Движимые политическими и стратегическими интересами, сторонники радикальных исламских групп развернули в стране террористическую деятельность. Салафита, вахаббиты и другие крайне правые представители суннитской ветви ислама рьяно соблюдают нормы шариата, например, строго судят женщин за излишне вольное поведение.

Радикальная группировка Хизбулла остается влиятельной силой на Юго-Востоке Турции, способной мобилизовать значительные людские ресурсы, благодаря пропаганде исламистских идей.

Справка! Хизбулла или Хизболла (в переводе с арабского «партия Аллаха»), более известная под названием Курдская Хизболла, (курд. Hizbullahî Kurdî), для придания большего отличия от военизированной ливанской шиитской организации с тем же именем, —курдская воинствующая группировка суннитских исламистов, действующая в юго-восточных частях Турции. Есть не мало сведений, что Хизболла основана разведкой самой Турции для оппозиции левой и светской КРП, но со временем спецслужба Турецкой республики потеряла контроль над ней.

2.1.2 Понятие «этнические мусульмане» в Турции

Среди молодого населения на западе страны и в больших городах, преобладает количество этнических мусульман. Это «номинальные» мусульмане, зачисленные в список верующих, поскольку являются потомками тех, кто соблюдает или соблюдал ислам. Эта информация заносится в удостоверении личности при рождении.

Справка! Человеку, рождённому как «этнический мусульманин» нельзя официально поменять свою религию, будь он даже ярым атеистом.

Поэтому, по исследовательски данным, процентное соотношение реально верующего турецкого населения примерно такое:

  • 20% населения живут почти по шариату (5 раз в день молятся, не пьют алкоголь, носят религиозную одежду);
  • 20% - молятся лишь иногда, как правило, в пятничную обеденную молитву;
  • 60% - не молятся или делают это крайне редко, например, на праздниках или на похоронах.

2.1.3. Религиозное образование в Турции

Религиозное образование в стране начинается в 4 классе начальной школы, уроки духовности занимают 2 часа в неделю. В средней школе предусмотрен 1 час в неделю. Половина программы включает в себя основы религии ислам, другая часть учит гуманизму, основам морали и этикету, а также знакомят с другими ведущими вероучениями мира.

Ученики, которые не исповедуют ислам, вправе отказаться от прохождения учебной программы. На период школьных каникул организуются бесплатные курсы по изучению молитв и арабского языка. Их могут посещать не только школьники, но и все желающие.

При мечетях созданы курсы, разработанные Министерством по делам религии, на которых преподают историю учения Пророка и толкование Корана. Хорошо развита в Турции и система подготовки преподавателей курсов Корана и имамов, читающих Коран и хутбу.

Начиная с 1949 года в ведущих университетах страны стали открываться теологические факультеты, на которых не только мужчины, но и женщины могут получить высшее религиозное образование.

2.1.4. Ношение платков в Турции

политика женщин - ношение платков в турции

В последнее время в Турции усилилась пропаганда элементов одежды, соответствующих требованиям ислама, особенно для девушек и женщин.

В городах можно увидеть плакаты с изображением девушек в исламском платке с надписью «Это не только красиво, но и модно!». С каждым днём на улицах страны появляется всё больше женщин в платках.

Однако, ношение мусульманского головного убора не является гарантией того, что его обладательница регулярно молится. Это может быть и данью моде, и привычкой. А ещё, возможно, девушка происходит родом из традиционной семьи, и её верующие родители приучили её к этому, а она не желает им перечить.

2.1.5. Радикальные мусульманские группы в Турции

Активизировавшись в 90-е годы 20-го столетия, экстремистские исламские группировки до сих пор являются в Турции реальностью и напоминают о себе беспощадными террористическими акциями, которые уносят десятки или сотни жизней мирных людей.

Требования возрастающей исламизации

В стране насчитывается несколько экстремистских организаций, стремящихся к установлению шариатского государства и халифата. Среди них – «Исламская освободительная армия», «Турецкий исламский джихад», «Джейшуллах» и другие.

Силы, противостоящие строгим исламистам в мире

В 2006 году в провинции Анбар был создан «Совет пробуждения мусульман» (Ас-Сахва), в который вошли главы 57 местных кланов. Движение приняло форму полувоенного ополчения, которое по всей стране борется с радикальными исламистами. Ас-сахва оказалась эффективным инструментом в борьбе против джихаддистов, боевиков Аль-Каиды и членами других исламистских повстанческих группировок.

2.1.6. Ограничение продажи алкоголя и рекламы в Турции

Алкоголь в Турции разрешен к продаже и употреблению, его свободно можно купить в специальных барах (не во всех барах, как и ресторанах и магазинах, продают алкоголь, скорее всего это обусловлено высокими налогами в Турции на спиртные напитки, а также необходимостью получать лицензии), супермаркетах, ресторанах. Запрет на продажу алкогольных напитков в магазинах действует с 22 до 6 часов.

Существует закон о запрете курения в кафе, ресторанах, барах и торгово-развлекательных центрах. В Турции запрещено рекламировать табачные изделия и демонстрировать сцены курения в фильмах, музыкальных клипах.

2.2. Бадиуззаман Саид Нурси

Бадиуззаман Саид Нурси (годы жизни - 1876-1960) - выдающийся турецкий исламский богослов и толкователь Корана. Саид Нурси выступал за развитие в мусульманском обществе современной науки и техники, был сторонником объединения мусульман с другими верующими против безбожия и атеизма. Он являлся видным представителем курдского религиозно-националистического движения и лидером оппозиции режиму Мустафы Кемаля Ататюрка. По этой причине в течение 28 лет Нурси подвергался многочисленным преследованиям. неоднократно был в тюрьмах и ссылках.

2.3. Ислам в Османской империи

ислам в османской империи

Феодалы Османской империи уделяли большую роль мусульманскому духовенству в управлении страной. Представители высшего мусульманского духовенства могли влиять на политику правительства, давать Фетву - заключение, соответствует ли тот или иной правительственный акт Корану. Для мусульманских подданных империи справедливость распределялась религиозными судами Шариат, которые регулировали все аспекты жизни. Власть над толкованием и применением законов шариата была у верховного муфтия (шейха или лидера ислама).

2.4. Реформы Кемаля Ататюрка в Турции

Преобразования Мустафы Кемаля Ататюрка, затронули все аспекты жизни турецкого общества, политики и экономики. Реформы модернизировали промышленность и сельское хозяйство и превратили Турцию в сильную и продвинутую державу.

Важно! Турция превратилась из мусульманского в светское государство.

С приходом к власти Кемаля Ататюрка в 1923 году халифат был упразднён и образована Турецкая республика. Как последствия реформ, проведённых Ататюрком, в стране произошло официальное отделение религии от государства. Изменения коснулись и традиционно исламских ценностей: арабской письменности, религиозными обычаями и укладом жизни. Последствия отмены государственной религии и принятия реформ приводят к бурному росту промышленности и экономики.

Это интересно! Специальным указом, Ататюрк запретил тюрбан и феску, которая столетиями была визиткой карточкой одежды жителей Османской империи. Этот запрет получил название «революция шляп» (тур. Şapka Devrimi). Феска – невысокий головной убор из войлока, обычно красного цвета, с плоским верхом и шелковой кисточкой, свисающей из центра колпака.

2.4.1 Таблица-схема реформ Кемаля Ататюрка:

Дата реформ Суть преобразований
1922 г Упразднение султаната. Последний османский султан и 101-ый халиф Мехмед VI, уезжает из страны
1923 г Создание Республиканской народной партии и провозглашение Турецкой республики.
1924 год Упразднение Халифата.
Основание турецкой банковской системы. Создается Деловой банк (İş bankası) – первый турецкий банк.

1925 г Реформа головных уборов и одежды.
Запрет на деятельность религиозных орденов и обителей. Даже традиционные монахи – дервиши были вынуждены оставлять свой нищенствующий орден и искать работу. На смену медресе приходят светские школы.
1926-1934 гг Предоставление женщинам прав, равных с мужчинами. Запрет многоженства. Реформы Ататюрка в образовательной сфере способствовали появлению женщин в профессиональных сферах – доктора, преподаватели, юристы и многие другие. В 1934 году женщины Турции получили право голоса.
1927 г Постепенная отмена Маджаллы (мусульманского свода законов и правил), отмена шариатских судов и перевод законов и судопроизводства с шариатского законодательства на перенятый у европейцев, гражданский, уголовный и экономический кодексы, приспособленный для применения в Турецкой республике. Энергичное кредитование промышленной сферы на выгодных условиях, а также введение льгот для ведения предпринимательской деятельности приводит к промышленному буму.
1928 г Переход с арабской вязи в письменности на турецкий алфавит на базе латинского с использованием дополнительных символов.
Организация лингвистического общества, целью которого было выявление заимствованных иностранных слов в турецком языке.
1925-1931 гг Закон о фамилиях. Турки получают фамилии. Мустафа Кемаль, становится Ататюрк – «Отец турков».
1934 г Введение международной системы времени, календаря и мер измерения.
Отмена приставок к именам в виде прозвищ и званий. Закрепление светского государства в Турции.

2.4.2. Лаицизм

Один из принципов преобразований Ататюрка, являлся лаицизм, который включал в себя:

  • отмена шариатского права;
  • светский характер республики;
  • закрытие медресе (религиозных школ);
  • секуляризм;
  • преследование партий происламской ориентации.

2.4.3 Реформы Ататюрка коротко – доктрина «Шести стрел»

реформы ататюрка

Основное политическое и социальное содержание реформ Ататюрка характеризует доктрина «Шести стрел»:

  • Революционность (курс на борьбу с пережитками традиционного общества, опора на прогресс и просвещение);
  • Республиканизм (утверждение демократического конституционного строя турецкой республики);
  • Национализм (патриотическое воспитание граждан в духе преданности титульной нации);
  • Лаицизм (светский характер государства);
  • Народность (суверенитет народа и борьба против классового неравенства);
  • Этатизм (основная роль государства в экономике).

2.5. Суфизм

В Турции функционируют два ордена суфистов - Мевлеви и Бекташи. Последователи Мевлевли базируются в Центральной Турции, в городе Конья, а Бекташи - в городе Хаджибекташ. Они проповедуют бедность и отказ от имущества и любых мирских действий, практикуют безмолвные молитвы.

2.6. Имамы в Турции

Мусульманин, желающий стать и работать имамом в Турции, должен окончить государственную имам-школу Хатиб, где учат Коран, историю и различные толкования религии. Выпускники с аттестатами становятся хафизами. Турецкий Даянет занимается распределением имамов по стране, направляя их для службы, порой, в отдалённые глухие деревни. Имам служит в мечети вместе с мудзином, который призывает к молитве за 10 минут до её начала. И имам, и мудзин получают официальную зарплату. У имама, к примеру, она может доходить до 600 долларов за месяц.

2.7. Ислам и туризм в Турции

В турецких курортных зонах к туристам относятся дружелюбно и либерально. Там нет ограничений на ношение закрытых одежд. Однако, при посещении священных мест, мечетей, женщинам следует закрывать голову платком, а мужчинам - надеть широкие штаны. Блюда из свинины также под строгим запретом в отелях Турции.

2.8. Главные религиозные праздники в Турции

Так как большая часть населения Турции принадлежит к исламской вере, существует и множество праздников или, иначе, байрамов с религиозным характером. Даты определяются согласно лунному календарю Хиджры, поэтому каждой год выпадают на разные числа. Знакомство с некоторыми мусульманскими праздникам поспособствует пониманию культуры, религии и повседневной жизни в Турции.

2.8.1. Рамадан и Рамазан в Турции

рамадан и рамазан в турции

Рамадан — это период появления священного писания Коран. Мусульмане считают Рамадан временем покаяния и добрых дел. В светлое время суток мусульмане соблюдают пост, им запрещается есть, пить и иметь интимную близость. Тот, кто соблюдает пост, избавляется от зла, для него закрываются двери в Ад и открываются - в Рай.

Не далее пары столетий назад жизнь в Рамадан целиком переходила на новый ритм. В солнечные часы она фактически прекращалась, а с заходом солнца оживала. Работа развлекательных заведения приостанавливалась. Но в наши дни пост уже не соблюдается так аскетично. Мусульмане ограничивают себя только некоторыми продуктами и стараются больше времени уделять молитвам. Но в крупных городах, в быстром темпе повседневной жизни, соблюдать строгие ограничения становится все сложнее, и желания все меньше.

Ураза-Байрам или Рамазан (Ramazan Bayramı) — это «Праздник прекращения поста» после завершения священного месяца Рамадан. В этот день верующие собираются в мечетях, ходят друг к другу в гости, совершается молитва Ид-намаз. Ураза-Байрам считается выходным днем, но в сегодняшнем мире множество компаний не останавливают работу в этот праздник.

2.8.2. Новруз Байрам в Турции

Этот праздник считается началом нового года, согласно древнему зороастрийскому календарю. В Турции он празднуется в день весеннего равноденствия - 21 марта. Непременным атрибутом Новруза в семье является праздничный стол хафт-син с обильным угощением. На нем обязательно должно быть семь блюд — это могут быть яблоки, пророщенные зерна, орехи, молоко.

2.8.3 Курбан Байрам в Турции

Третий важный для мусульман Турции праздник – это Курбан Байрам, он празднуется 2-3 дня и нередко сопровождается паломничеством в Мекку. Жители, которые не покидают родных мест, обычно посещают мечети, восхваляют Всевышнего в песнях и молитвах, приносят ему жертву в виде животных. На Курбан Байрам в Турции принято посещение кладбищ, чтобы почтить память усопших предков.

3. Другие религии Турции

айа софия в стамбуле

Ислам, несомненно, является лидирующей и почти официальной религией на территории Турции, но он далеко не единственный. Какие ещё конфессии ведут свою деятельность в Турции?

3.1. Христианство в Турции

Христиане Турции считаются религиозным меньшинством. В стране зарегистрировано около 300 христианских общин, в числе которых православные, католики и различные протестантские направления. Большинство из христиан хоть и турки по происхождению, но является потомками выходцев из Армении, Ассирии и Греции. Их число в стране составляет около 76 тысяч человек. В Стамбуле располагается резиденция Вселенского патриарха, главы всех православных церквей мира.

3.2 Иудаизм в Турции

Иудейская община в Турции является весьма немногочисленной, её последователи — это в основном евреи ортодоксального толка иудаизма. Всего около 40 синагог функционирует на территории страны.

3.3. Езиды в Турции

Вероисповедание курдов - езида, в основном встречается среди северного населения страны. В 1980 году из-за гонений большинство последователей езиды покинули Турцию.

4. Мечети в Турции

Численность мечетей в Турции растёт из года в год, на 2020 год их насчитывается более 88 тыс. Мечети служат для людей не только местом для проведения религиозных обрядов и молитв. При мечетях часто организуются курсы, различные мероприятия. Все мечети составляют гордость страны и неотъемлемую часть духовности народа.

4.1. Мечеть в Турции Султана Сулеймана

мечеть сулейманлие в турции

Одно из самых выдающихся сооружений Востока находится в Стамбуле и расположена на одном из семи холмов города. По приказу Сулеймана Великолепного строительство мечети было начато турецким зодчим Симаном в 1550, а завершено в 1557 году.

Здание мечети Сулеймание в Стамбуле базируется на четырёх колоннах, над ними высятся арки из красного гранита. Над основной частью расположены полукупола — это ниши, показывающие направление к Мекке. В мечети Сулеймана четыре минарета с десятью балконами. Свет в помещение проникает сквозь красочные витражи, украшенные цитатами из Корана. Внутренний двор выложен мраморными плитами, а во внешнем дворе растут гигантские кипарисы.

4.2. Голубая мечеть в Турции

голубая мечеть в турции стамбул

Голубая мечеть является символом Стамбула, это величайший шедевр исламской архитектуры. Считается самой большой и самой красивой в Турции. Мечеть строилась 7 лет, материалами служили камень и мрамор.

Особенностью Голубой мечети является использование 20 тысяч керамических изразцов белого и голубого цвета. Высота центрального купола - 51 метр. Надписи украшают купол мечети и его полукупола.

Молитвенная ниша Михраб вырезана из мрамора. На неё поставлен священный камень, привезённый из Мекки. Голубая мечеть вмещает около 10 тысяч человек. Именно в ней собираются мусульмане перед тем, как совершить паломничество в Мекку.

4.3. Мечеть Хюррем в Турции

Это уникальная мечеть воздвигнута в Стамбуле в середине 16 века. Это был первый в Османской империи мусульманский храм, призванный увековечить женщину, жену Сутана Сулеймана - Хюррем (в прошлом - девушку Роксолану христианского происхождения).

Хюррем руководила строительством мечети. Сооружение представляет собой целый архитектурный ансамбль размером с городской квартал. В облике основного строения сочетается османская, персидская и византийская архитектура.

Стены мечети Хюррем покрыты фарфоровой плиткой. Кафедру Михраба внутри украшает искусная деревянная резьба. Сегодня двери мечети ежедневно открыты для верующих и туристов. Во время намаза её двери закрываются.

4.4 Исламский мавзолей суфийского ордена

Мавзолей Мевляны Руми

Конья (Кония) — один из самых древних турецких городов, основным знаковым местом которого является музей исламского поэта Мевляны Руми. Руми дал жизнь дервишскому ордену «Мевлеви», во времена Османской империи оказывавшем огромное влияние на все сферы жизни и политики. Орден, формально основанный уже сыном Руми – султаном Ванадом, существует и по сей день.

После смерти Джалаладдина Руми, получившего имя «Мевляна» (что в переводе с фарси означает «Наш господин»), его преемник Хюсаметтин Челеби построил над могилой Руми гробницу. Особенностью мавзолея, и в дальнейшем, главным объектом паломничества, выдающегося поэта-суфия и богослова, является Бирюзовый купол, украшенный плиткой из фаянса нежно-голубого цвета.

В начале второй половин XIX века, мавзолей был дополнен катафалком, вырезанным из дерева, представляющий прекрасный пример трудов сельджукских мастеров по дереву.

В 1927 году, в результате реформ Ататюрка, на месте комплекса был создан музей. В 1954 году комплексу присвоили его сегодняшнее имя — Музей Мевляны Руми.

5. Заключение

Официально ислам не является обязательной религией для Турции, но жизненный уклад населения неразрывно связан с ним. Многие сферы жизни в стране существуют в согласии с религией и ее предписаниями.