Другая важная часть цыганских традиций посвящена ритуалам связанными с чистотой. Эта концепция не связана только с ежедневным поддержанием чистоты, но также относится и к некоторым важным обычаям, связанным с рождением, смертью, похоронами и другими. Идея чистоты связывается с отношениями между поколениями, между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми.
С первой менструации и до менопаузы женщина считается за потенциально нечистую. У мужчин есть подобные взгляды. Мужчинам не позволяется касаться юбок женщин, а женщинам запрещается садиться близко к инструментам, используемым в работе. Если это случается все дело становится нечистым и должно быть оставлено или сломано. Когда кто-то считается ритуально нечистым, ему не позволяется есть и пить вместе с остальными, только с самыми близкими родственниками. Это продолжается пока человек не очистится. Есть и действия, которые считаются ритуально нечистыми - еда и питье из посуды на полу, стирка мужских и женских вещей вместе, стирка верхней и нижней одежды вместе и т.д. Эти традиции все еще часто используемы среди многих групп цыган - чаще всего кэлдэрари, ловари, синти и странствующие в Англии.
В Англии, например, цыганские семьи все еще сохраняют традиционные нормы дихотомии между чистым и нечистым, которые выражаются в разделении посуды для воды по предназначению, предпочтение готовить на воздухе (чтобы можно было демонстрировать разделение посуды для готовки от используемых для мытья и стирки), старание избежать определенных тем в разнополых компаниях, старание избежать определенных животных и их изображений (индеек и змей) и многое другое. Нечистые вещи сжигаются.