Изучение иностранных языков:
славянских, тюркских, мертвых и других
Меню
Языки
Последние статьи

Религия в Монголии

1. Религия монголов и современной Монголии

Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Монголии, за 15-19 минут.

На территории государства за всё время его развития существовало множество религиозных верований. 35,9% населения современной Монголии не причисляет себя ни к одной из конфессий.

Содержание статьи:
  1. 1. Религия монголов и современной Монголии
  2. 2. Отношение религий в Монголии
    1. 2.1. Современная статистика религий Монголии в процентах
  3. 3. История религии Монголии
    1. 3.1. Основная религия монголов при Чингисхане
      1. 3.1.1. Религии в Монгольской Империи Чингисхана
      2. 3.1.2. Какой религии был Чингисхан и его воины
    2. 3.2. Какая религия была у монголо-татар
      1. 3.2.1. Монголы заимствовали религии каждого покоренного ими народа
      2. 3.2.2. Почему монголы терпимо относились к разным религиям
    3. 3.3. Во что верили монголы во время нашествия на Русь
    4. 3.4. Религия в Монголии сейчас
  4. 4. Религии в Монголии
    1. 4.1. Христианство в Монголии
      1. 4.1.1. Протестантизм в Монголии
      2. 4.1.2. Католицизм в Монголии
      3. 4.1.3. Православие в Монголии
    2. 4.2. Ислам в Монголии
      1. 4.2.1. Мусульмане Монголии сейчас
      2. 4.2.2. Кто сделал ислам государственной религией монголов
        1. Официальная религия монголов в 13 веке
        2. Хан Узбек и принятие государственной религии в Монголии
        3. Почему ордынцы были мусульманами, а современные монголы – буддисты
    3. 4.3. Шаманизм в Монголии
      1. 4.3.1. Поклонение природе
      2. 4.3.2. Обожествление святых духов
      3. 4.3.2. Особенности шаманизма в Монголии
    4. 4.4. Вера Бахаи
    5. 4.5. Буддизм в Монголии
      1. 4.5.1. Буддизм в мире
      2. 4.5.2. Буддизм Тибета и Монголии
      3. 4.5.3. История проникновения буддизма в Монголию
      4. 4.5.4. Развитие буддизма – три волны буддизма в Монголии
      5. 4.5.5. Упадок и возрождение буддизма в Монголии
        1. 4.5.5.1. Состояние буддизма в Монголии при социализме
        2. 4.5.5.2. Возрождение буддизма
      6. 4.5.6. Особенности монгольского буддизма
    6. 4.6. Культ ламаизма в Монголии
  5. 5. Буддийские храмы и монастыри
  6. 6. Быт и обычаи монголов - заключение

Государство гарантирует гражданам свободу вероисповедания и терпимость к каждой из религий. Так, сегодня, в Монголии исповедуют буддизм, ислам, шаманизм, христианство и другие конфессии.

СПРАВКА: в 9 статье Конституции Монголии сказано о взаимном признании и уважении государства и религии, а также о регулировании отношений между ними законодательным путём.

2. Отношение религий в Монголии

Религией большинства верующего населения в Монголии является тибетский буддизм традиции Гелуг «Добродетель», основанной в Тибете в XIII веке. Она также известна в монголосфере как шара шашин «жёлтая вера».

2.1 Современная статистика религий в Монголии процентах кратко

На начало 2020 года приблизительная статистика распределения религий в Монголии в процентах такова:

  • буддизм - 55,1;
  • шаманизм - 3,5;
  • ислам - 3,2;
  • христианство - 2,3.

3. История религии Монголии

история религии монголии

Во древности и до прихода буддизма предки монгол были шаманистами. В 1271 году в результате распада Монгольской империи на несколько империй и государств, образовалась империя Юань, официально религией которой стал буддизм традиции Сакья, позаимствованный у тибетских монахов. Империя просуществовала, по историческим меркам, недолго, в 1368 году её не стало, а монголы вновь вернулись к шаманизму.

В самом конце XV столетия, монгольские ханы начали активно насаждать своим подданным традиции сразу двух буддийских школ Гэлуг и Кагью. В итоге, философия первой школы победила и к концу XVI века шаманизм в Монголии был почти полностью вытеснен тибетским буддизмом традиции Гэлуг.

Это интересно! Во многих районах Монголии, особенно на севере страны, шаманизм сохраняется и в наше время, причудливо сочетаясь с буддизмом.

К XX веку приличная часть жителей Монголии относилась к буддийскому духовенству, благодаря традиции в монгольских семьях - отдавать третьего ребенка на обучение и служение в монастырь. Монастыри оказывали значительное влияние на власть и хозяйство страны.

Но создание Монгольской Народной Республики, начатое в 1924 году с подачи пролетарской России, повлекло за собой конфискацию ценностей, гонение и репрессии буддийского духовенства, закрытие и разрушение храмов, а также полное искоренение философии. Пострадали и шаманисты, которые подвергались масштабным репрессиям в 1937-38 годах.

Во времена перестройки первый и последний президент СССР М.С. Горбачёв призвал руководство Монголии снять запрет на буддизм и шаманизм, а также закрепить в Конституции страны свободу вероисповедания. Ограничения на религиозную деятельность, в итоге, были сняты в 1989 году.

В настоящее время основных религией в Монголии несколько — буддизм, исламизм, шаманизм и христианство. Более 44 тысяч монгол называют себя неверующими.

3.1 Основная религия монголов при Чингисхане

В Монгольской империи во времена правления Тэмуджина был создан институт, который обеспечивал полную свободу религии, а все религиозные лидеры были освобождены от налогообложения и государственной службы. Так, монголы могли исповедовать и буддизм, и христианство, и ислам, и шаманизм. Однако большинство подданных Монгольской империи во времена Чингисхана исповедовали – тенгрианство.

3.1.1 Религии в Монгольской Империи Чингисхана

Восточные монголы и джунгары до принятия буддизма придерживались древнейшего верования - шаманизма или «черной веры». Она же исповедовалась и основателем восточной империи Чингисханом. Так, до буддизма, на протяжении нескольких веков, тенгрианство, вера в «Вечное синее небо», являлось религией монголов.

Они придерживались веры в то, что высочайшее существо, тесно соединенное в их понятиях с небом, было материальным и духовным. Небо правило миром и являлось вечным источником жизни. Небо - мужское начало, оно наделяло жизнью. Земля - женское начало, она дает форму. Чингисхан, первый великий хан Монгольской империи, беседуя с близкими, замечал, что ни с чем не сравнимым счастьем является небесное покровительство.

Все жители Северной Монголии верили в то, что мир, окружающий людей, населен духами. У каждой долины и у каждой горы имелся свой дух или хозяин, по-монгольски - «сабдых». Хозяином долины или горы являлась сама гора или долина. Каждое место представляло собой живое тело. Имена духов наиболее почитаемых священных мест держались в тайне. Их не говорили вслух без необходимости.

Историки считают, что монголы во времена Чингисхана были терпимы ко всем религиям в странах, которые подчинились монгольскому правлению. Вероисповедания покоренных народов никогда не подвергались дискриминации. Возможно, это стало одной из причин того, что империя Чингисхана смогла завоевать огромную территорию и управлять половиной мира.

3.1.2 Какой религии был Чингисхан и его воины

религия Чингисхана и его войнов

Чингисхан своим восхождением на вершины власти был обязан не только своему полководческому дару, уму и жестокости, но и монгольским верованиям. С самого начала своей жизни Темуджин получил от небесных сил хороший знак - рождение во время грозы и кровавый сгусток в кулаке.

Помогла ему религия монгольской орды и позднее - шаман Тэб Тенгри убедил монголов в том, что Чингисхану предначертано собрать все племена кочевников воедино и завоевать для них всё, что лежит перед глазами. Так, Темуджин обрёл статус Великого Воина и провозгласил себя представителем Тенгри на земле. Род Чингисхана обрёл огромное влияние и был объявлен золотым, то есть благороднейшим из благородных.

Религиозная поддержка подпитывалась победами и новыми землями Монгольской империи, потому со временем великий хан ввёл массовые обряды по канону для своей орды - степные воины поклонялись Небесному богу или Тенгри.

Известно, что поддерживал свою религию Чингисхан не только на словах - есть свидетельства воинов, что хана можно было видеть уходящим в горы для молитвы, которая иногда длилась несколько суток.

Как и все тенгрианцы, он особо почитал огонь и приносил необходимые жертвы, как стандартные для язычников (скот, птицу и т.д.), так и, вероятно, человеческие.

Но особая жертва богу Тенгри приносилась во время военных походов: дым от пожарищ целых городов и поселений, убитые воины вражеских отрядов — все это должно было радовать Тэнгэр Эцэг сладким запахом горящей человеческой плоти…

Однако, не только древние шаманские верования были по душе хану. Тэмуджин был религиозно терпимым и интересовался философскими и моральными уроками других религий. Он консультировался с буддийскими монахами (в том числе с дзенским монахом Хайюнь), мусульманами, христианскими миссионерами и даосским монахом Цю Чуджи.

3.2 Какая религия была у монголо-татар

Небесный мандат и Конституция Чингиз-хана - феномен религии монголо-татар. Они верили, что Темучин и его род, расширившие пределы своего жизненного пространства, получили на это высшие полномочия. Почитание Вечного Неба и исполнение предписаний Ясы — основы самоидентичности народа отразились в объединении племен под властью одного правителя.

Это интересно: В документах XIII в. Вечное Небо всегда связано со стремлением к светской власти.

Мировоззрение военно-политического образования, каким являлась империя Чингиз-хана, направлено на достижение светской власти. Идеология того времени сводилась к главной задаче — поддержанию единства внутри аристократического семейства и созданию Монгольской империи.

Это интересно: все мужчины-воины, независимо от этноса и положения на иерархической лестнице, обязаны были носить сложный и, при этом, одинаковый тип прически.

Верховный вождь и рядовой воин носили одинаково сложную прическу. Известно, что волосам во многих магических обрядах придают особый смысл. Возможно, что и в данном случае имперская мода служит элементом посвящения в великую монгольскую общность. Чужеземец из союзнических или захваченных племен, желая примкнуть к титульному народу, должен был постричься под монгола. Внешнее сходство, достигаемое таким образом, избавляло постриженного от риска попасть под стрелу соплеменника.

  • Нельзя откровенно называть вероисповедание монголов язычеством, потому что они преследуют иные цели;
  • Монголы не развязали ни одного вооруженного конфликта на религиозной почве;
  • Следует отметить также толерантность монголо-татар ко всем другим верованиям. На завоеванных территориях старались создавать равные условия для отправления культа всем верующим независимо от вероисповедания;
  • Ясу, принятую всенародно, иногда называют Конституцией Чингиз-хана. Да, она шокирует жестокостью, но нельзя не признать дееспособность этого свода законов, определившего нормы и правила сосуществования многих народов в одном государстве.

Загадка средневековой Монголии, покорившей полмира, не перестает волновать умы до сих пор. А религия эпохи великих завоеваний Чингиз— хана, объединившего воюющие кочевые племена и создавшего мощное государство, вызывает жгучий интерес и одновременно горячие дискуссии.

3.2.1 Монголы заимствовали религии каждого покорённого ими народа

религия у монголов шаманизм

Монголы считаются наиболее религиозно открытой империей, чем все остальные в мире. По мере продвижения и захвата южных и западных земель, монголы приобщались к мировым вероисповеданиям. Так, в Тибете для них открылся буддизм, в Корее – синтоизм, а в Китае и на Ближнем Востоке – даосизм и ислам.

Специалисты выделяют несколько важных постулатов в верованиях монголов:

  • Крайняя суеверность. Почитание домашнего огня и углов юрты, поклонение святым местам, вера в судьбу, очищение чужаков огнем. Огонь был священным, поэтому было запрещено плевать в него, перепрыгивать, кидать грязь — т.е. предпринимать любые действия для его «осквернения»;
  • Идолопоклонство или обожествление святых духов. Объектами поклонения были как животные: олени, медведи, так и идолы — Бөрте Чоно и Гоо Марал;
  • Наличие собственных ритуалов и поклонение предкам, которые могли их защитить или наказать;
  • Заимствование чужих ритуалов, которые выглядели полезными. Как например, заповеди от проповедников-францисканцев, чьи «просвещения» монголы, спустя сотни лет, приняли за «свои» суеверия.

По мере продвижения на юг и запад, монголы перенимали религиозные взгляды народов этих земель.

От уйгуров — христианство несторианского толка, которое считалось ересью, но после завоевания Руси, православный патриарх принял несторианское учение, а не протекцию Константинополя. В Тибете монголы переняли буддизм, в Корее — синтоизм, а уж в Китае и на Ближнем Восток — постулаты даосизма и ислама.

Поэтому на Русь пришли представители всех мировых конфессий, кроме иудаизма. Большинство войска, состоявшего из тюрок, придерживалось ислама, монгольская конница была наполовину несторианами и шаманистами.

3.2.2 Почему монголы терпимо относились ко всем другим религиям

В следствии своей привычки перенимать «полезные», по мнению самих монголов особенности из других вероисповеданий, которые впоследствии консолидировались в одну религиозную практику, отношение монголов к разным религиям было невероятно открытым. Способствовало этому и правление одного из величайших ханов монголов - Чингисхана.

Принятие такого разнообразия вероисповеданий охарактеризовало Чингисхана, как искусного политика. Будучи наблюдателем крестовых походов, борьбы между исламом и христианством, шиитами и суннитами, он покровительствовал всем конфессиям, а также духовенству, понимая какое влияние оно имеет над людьми.

Это интересно! Когда мусульманские посланцы прибыли из Центральной Азии, чтобы искать защиты Чингисхана от религиозного преследования, с которым они столкнулись при христианском хане Гучлуге, Чингисхан был рад помочь. Он объявил кампанию в Баласагун, убил Гучлуга и объявил религиозную свободу на своих землях. Это принесло Чингисхану титул «защитника религий».

3.3. Во что верили монголы во время нашествия на Русь

Войско, совершавшее набеги на территорию Руси, состояло из представителей разных конфессий.

Большинство воинов были тюрками, придерживающиеся ислама, конница, например, состояла в основном из приверженцев несторианства и тенгрианства. А сам хан Батый, по словам персидского историка Васааф-аль-Хазрата, хоть и не проявлял расположения ни к одной из религий, но принял христианство. При этом Бату покровительствовал своим воинам-мусульманам и во время похода позволил присутствие в армии имамов и муэдзинов, а также возведение временных мечетей.

Справка! Русские княжества были под игом исламской Золотой Орды, обычно называя ее представителей устоявшимся - татаро-монголы.

3.4 Религия в Монголии сейчас

В современной Монголии главной религией считается тибетский буддизм традиции Гэлуг, который был модифицирован монгольской культурой. Эту форму буддизма можно назвать государственной религией Монголии, хотя республика является светским государством. Большой пласт населения остается неверующими.

В религиозной жизни монголы обращаются к шаманизму или «черной вере», которая играет большую роль и по сей день. Ислам не распространен широко и уходит корнями к этническим казахам. С 1990 года, с приходом демократии, деятельность прибывших в страну проповедников дала толчок стремительному распространению такого вида христианства, как протестантство. Локально встречается и православие.

шаманизм в монголии сейчас

В 2007 году с целью получения статистических данных специалисты опросили глав 661 семейства из таких городов, как Арвайхэр, Кобдо, Барун-Урт и Улангом. Результаты показали, что 75,8 % опрошенных составляют буддисты, 21,6 % - люди, не придерживающиеся никакой религии, 1,4 % - христиане, 0,9 % - мусульмане и 0,3% - приверженцы прочих религий. Для республики Монголии характерен интересный религиозный синкретизм: его жители практикуют проведение и буддийских, и шаманских обрядов.

По данным службы Гэллапа, Монголия занимает десятую строчку среди самых нерелигиозных стран мира, она расположилась между Францией и Белоруссией. Всего 27% опрошенных граждан ответили, что религия оказывает заметную роль в их повседневной жизни.

По данным за 2015 год, в Улан-Баторе функционировали 399 храмов и домов собраний, 298 из которых официально зарегистрированы. 66% храмов расположены в юрточных поселениях, 160 из них являются христианскими церквями.

4. Религии в Монголии

Самая древняя религия монголов — шаманизм. В XVI в тибетский буддизм (ламаизм) стал официальной религией Монголии, но к шаманизму продолжала (и продолжает по сей день) прибегать часть населения, особенно в Северной Монголии.

4.1 Христианство в Монголии

История христианства начианется в Монголии в XI веке в виде несторианства. Существуют отрывочные сведения о том, что племена кереитов, найманов и другие исповедовали христианство несторианского толка.

Известно, Чагатай, сын Чингисхана, был несторианином, как и некоторые другие представители рода Тэмуджина и их родственники.

4.1.1 Протестантизм в Монголии

Первые миссионеры от протестантства появились в Монголии в 1817 году. Протестантизм считается крупнейшим направлением христианства в стране, а также одним из быстрорастущих. Так, в 2000 году на территории государства было около 15 тысяч протестантов, а к 2010 их количество возросло до 40 тысяч.

4.1.2 Католицизм в Монголии

В XIII века римский папа Иннокентий IV отправил посольство к монгольским ханам, и в 1299 году в Монголии была построена первая католическая церковь. Однако после падения династии Юань в 1368 году католики свернули миссии на территории Китая и Внутренней Монголии и возобновили их только в 1840 году.

Сейчас апостольская префектура насчитывает на территории страны шесть католических приходов и более тысячи прихожан.

4.1.3 Православие в Монголии

Распространение православия в стране началось в конце XIX века с прибытием в Ургу, столицу Внешней Монголии, штата российского консульства. В 1864 году здесь была построена церковь в честь Святой Троицы, ставшая первым православным храмом. До начала действия антирелигиозной компании, проводившееся Монгольской Народной Республикой, на территории страны было построено ещё три храма, но все они были закрыты в 30-е годы XX века. Возрождение православного прихода произошло только в 1996 году.

Сегодня в Монголии возведена одна домовая православная церковь и один собор.

4.2 Ислам в Монголии

религия татаро монгол

Считается, что первое знакомство монголов с исламом произошло во время военной кампании Чингисхана на Афганистан, причём приход религии непосредственно на территорию государства лежит между 1222 и 1254 годом.

Одним из первых правителей, которые приняли ислам, был Берке, внук Чингисхана. Также другие правители империи становились мусульманами под влиянием своих жён, а к 30-м годам XIV века ислам приняло три четверти знати Монголии.

4.2.1 Мусульмане Монголии сейчас

В настоящее время ислам исповедуют в основном этнические казахи. В Монголии действует почти 40 мечетей, а также школы, обучающие основам религии.

4.2.2 Кто сделал ислам государственной религией монголов

4.2.2.1 Официальная религия у монголов в XIII веке

В 13 веке официальной религии у монголов еще не было, так как большая часть огромной Монгольской империи относилась к различным верованиям, где каждая группа обладала своими ценностями и даже культурой.

В 1240 году будущий правитель Орды брат Батыя - Берке принял ислам. Исламская вера позволила ему улучшить взаимоотношения с Волжской Булгарией, укрепить связи с Средней Азией и заручиться поддержкой арабского мира. Несмотря на то, что мусульманскую веру принял сам правитель Орды, это так и не сделало ее популярной среди монгольского общества.

Однако, отвечая на вопрос «Какая религия у монголов в 13 веке была самой популярной?», большинство исследователей склоняется к тенгрианству.

4.2.2.2 Хан Узбек и принятие государственной религии в Монголии

принятие государственной религии монголии ислама

В начале XIV века на престол Улуса Джучи или Золотой Орды, при поддержке сторонников ислама и в условиях жесткого соперничества за власть с представителем традиционной религии тенгрианства, всходит хан Узбек. Возможно, в качестве спасибо за это, правитель, в 20-х годах XIV века, принимает ислам официальной государственной религией Монголии и всех монголов, соответственно.

Присвоение исламу статуса государственной религии, наткнулось на сопротивление аристократов Орды. Главные представители оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?». Мятеж был жестоко подавлен, а сами эмиры и царевичи отправились на казнь.

Справка: Сам хан монголов Узбек, принял ислам только через 8 лет после того, как стал верховным правителем Орды.

Знающие хана, называли его крайне религиозным человеком. Но заключение династического брака с дочерью Византийского императора, наводит на мысль о использовании религии, как политического инструмента.

4.2.2.3 Почему ордынцы были мусульманами, а современные монголы – буддисты

В XIII веке империя начал распадаться на улусы, где каждый хан объявил о своей независимости. Крупнейшими стали Империя Юань, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов и Чагатайский улус. Территория современной Монголии находилась в составе империи Юань, где большинство жителей были приверженцами тибетского буддизма. Поэтому в настоящее время среди населения так распространена эта религия.

4.3 Шаманизм

Согласно официальной истории, появились монголы за 5 тысяч лет до нашей эры, и в течение всего своего существования оставались верными приверженцами шаманизма. Однако появление буддизма оказало существенное влияние на монгольский шаманизм.

4.3.1 Поклонение природе

Поклонение природе сказывалось в подношениях солнцу и луне, небу и земле. Широко были распространены практики поклонения святым местам.

Верующие обожествляли природу и стремились прийти к балансу, чтобы своими действиями ничему не навредить.

Это интересно! Монголы не закапывают трупы землей и не проводят обряд сожжения. Они уставляют тела умерших на съедение птицами, насекомым или собаками, что является достойным упокоением человека.

4.3.2 Обожествление святых духов

В панмонгольские племенах, а также Хунну, Сумбе и Кидана верой было идолопоклонничество, заключающееся в почитании определённых животных (олени, лошади, волки, соколы, крупный рогатый скот), а также поклонением огню, в который, например, было запрещено кидать грязь или нож, а также плевать в него или перепрыгивать через него.

Это интересно! Монголы не обижают собак, не сажают на цепь и позволяют им жить свободно. Собака считается чистым животным. До XIX века в степях Монголии, даже агрессивные собаки, слонялись без привязи, периодически нападая на людей и это не рассматривалось, как что-то дурное. Рядом с так называемыми "кладбищами", собаки, собравшись в стаи, разгуливали по территории и обедали мертвечиной.

4.3.3 Особенности шаманизма в Монголии

шаманы в монголии

Шаманами в Монголии могут быть как мужчины, так и женщины, в первом случае шамана называют Зайран, во втором — Удган. Считается, что местные шаманы могут в состоянии транса вступать в духовную связь с Небом и Землёй, а также с душами умерших, как людей, так и животных.

Монгольские шаманы могут быть «чёрными», то есть злыми, и «белыми», способными творить добрые дела. К добрым делам относится вызов дождя для роста травы, которым питается скот, кочующий по пустыни Гоби вместе со своими хозяевами, а также вызов грозы и молний, в качестве грозного оружия против захватчиков и завоевателей.

В средние века поклонение животным было заменено идеей Вечного синего неба – тенгрианством. Вечное небо полагалось высшим созданием, содержащим в себе 99 небес: 55 из которых благоприятствуют человеку, а 44 создают неприятности и зло.

Это интересно: в современной Монголии всё ещё можно встретить шаманов, выполняющих различные ритуалы, например, с просьбой о дожде.

Все религиозные храмы в Монголии возведены в честь Утреннего Солнца и Вечерней Луны, а также сына Неба, которого местные называют Тэнгэрийн Хөвүүн.

СПРАВКА: Самым главным монгольским религиозным праздником является «Наадом», во время которого совершаются жертвоприношения и гадания, а также ритуалы шаманов. Кроме того, на празднике проходят различные состязания, в которых принимают участие все, и взрослые, и дети. Первые в основном соревнуются в силе, а вторые — в своей ловкости.

4.4 Вера Бахаи

Впервые это учение появилось в стране в 80-х годах XX века. Один из вдохновляющих принципов учения – единство человечества, необходимость всеобщего образования и устранения всех форм предубеждений.

4.5 Буддизм в Монголии

Буддизм, в его тибетской форме, является основной религией в Монголии по количеству верующих (около 53 % населения) и обладает национальными особенностями.

4.5.1 Буддизм в мире

Учение возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры, а его основателем считается Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды. В настоящее время буддизм исповедают около 500 миллионов человек в мире.

4.5.2 Буддизм Тибета и Монголии

религия тибета и монголии

Принятие буддисткой религии в Монголии датируется 1578 годом, когда на съезде монгольской знати, глава школы тибетского буддизма Гелугпа, так называемых сектой «жёлтошапочников», великий Цзюнкаба провозгласил буддизм государственной религией.

Справка! В наше время эта форма буддизма в Монголии устоялась под названием «желтая вера» или на монгольском «шара шашин».

Господствующая школа Гелугпа, первая из четырех буддистских школ, основанная в 1400 году или «жёлтая секта», упорядочила учение тибетско-монгольского буддизма, ею основаны самые крупные монастыри и храмы ламаистов. Другие школы буддистов, даже более старые, подчиняются Цзюнкабе, как бодхисатве и третьему Будде и считают, что он и его ученики подвергнутся перевоплощениям, так, как только им доступны буддийские истины.

С целью распространения догматов своего учения великий лама встретился с правителем туметов Алан-ханом в 1578 году. Церемония вручения символической золотой печати с надписью его титула «Далай-лама» третьему главе буддийской школы Гелуг Сонама Джамцо и всем его последующим перевоплощениям состоялась. Так произошло единение, а в дальнейшем продолжение развития всей тибетско-монгольской цивилизации.

Это интересно! Именно тогда и появился широко известный титул "Далай-лама".

Для Монголии это была третья волна буддизма со II века до нашей эры. Преемники учения были подготовлены, во-первых, падением шаманизма, во-вторых, в стране еще сохранились традиции древних индусов, традиции школы Сакья, и главы тибетского буддизма Хубилая до падения империи Юаня.

4.5.3 История проникновения буддизма в Монголию

Впервые монголы познакомились с буддизмом в XIII веке, когда Годан, сын хана Угэдэя, стал обучаться у главы школы Сакья.

Распространение буддизма в Монголии происходило волнообразно, и было обусловлено влиянием индийской культуры, а затем проникновением религиозных течений Тибета.

От шаманизма к буддизму. О переходе монголов, ранее приверженцев шаманизма, в буддизм, следует говорить только со времени Хубилай-хана, основателя Их Юан Улс - Юаньской империи. При нём буддизм был признан официальной религией Монгольской империи, при общей веротерпимости, редким явлением для того времени.

Империя Юань, существовавшая с 1271 г., территориально включала в себя как монгольские, так и завоеванные китайские земли с народами, исповедовавшими несколько религий.

4.5.4 Развитие буддизма – три волны буддизма в Монголии

буддизм в монголии

Впервые буддизм проник в Монголию из Индии ещё во II веке до нашей эры, но в то время он не смог выдержать конкуренции с шаманизмом.

Второй волной учение занесло в страну во время правления Чингисхана, на этот раз из Тибета. Причём большую популярность новое направление – ламаизм – получило в империи Юань, где стал основной религией. Однако в середине XIV века империя пала.

Третья волна пришлась на XVI век и вначале существовала в качестве религии для элиты. Однако к концу столетия распространилась на всю нацию.

4.5.5 Упадок и возрождение буддизма в Монголии

4.5.5.1 Состояние буддизма при социализме

После становления Монгольской Народной Республики в 20-х годах XX века и проведении антирелигиозной кампании в 30-х годах все монастыри были закрыты, многие из них разрушены, а ламы репрессированы.

4.5.5.2 Возрождение буддизма

После прекращения существования Монгольской Народной Республики начался активный процесс возрождения религии, в рамках которого был приглашен Богдо-гэгэн IX – тибетский лама, который был главой местных буддистов.

4.5.6 Особенности монгольского буддизма

На буддизм в Монголии оказал существенное влияние шаманизм, так, к отличиям от основного учения можно отнести:

  • существование множества вселенных;
  • строгие иерархические отношения между богами, которые материальны, несовершенны и антропоморфны.

4.6 Культ ламаизма в Монголии

культ ламаизма в монголии

С конца XVI века и на протяжении всего XVIII века среди населения Монголии складывалась региональная форма буддизма - ламаизм. Приняли свыше 20 законодательных актов в поддержку новой религии, которую затем признали официальной. Прежняя идеология перестала отвечать потребностям общества.

Заметим, что ламаизм в Монголии окреп только тогда, когда ему удалось войти в контакт с верованиями монголов. Основателем культа лам считают тибетского монаха Дзонхава, который приспособил буддизм к интересам тибетского народа.

Часть местных шаманских обрядов вошли в культовую практику лам. Помимо шаманства в него входили:

  • Вечного Синего Неба (Тенгри-Хана);
  • Матери-земли;
  • Духов земли, озер и иных местностей;
  • Огня;
  • Охотничьи и скотоводческие (связанные с промыслом) культы;
  • Преклонение Чингисхану, как духа предка и покровителя монголов.

Все эти культы трансформировались и адаптировались, в следствии «обработки» буддизмом, и почти в оригинальном классическом исполнении, вошли в состав ламаистской практики и сыграли роль духовной опоры.

5. Буддийские храмы и монастыри Монголии

Монастырь Гандан (Гандантэгченлин) в Монголии – крупнейший в Улан-Баторе, был основан в 1835 году и знаменит 26-метровой статуей Авалокитешвары – «Мэгжид Жанрайсэг». Сейчас в монастыре проживают более 150 монахов.

храм монастырь гандан

Монастырь Эрдэни-Дзу – старейший на территории страны, расположен в городе Хархорин. Монастырь был основан в 1585 году и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме этого, он считается частично действующим, хотя представителем религии принадлежит лишь один из храмов.

Храм Чойжин-ламы, основанный в 1904 году и построенный под влиянием китайского зодчества, сегодня является музеем тибето-монгольского искусства религии.

6. Быт и обычаи монголов – страна с уникальной культурой

Монголия – страна с уникальной культурой, которую в большинстве своём определил образ жизни кочевников-скотоводов. Даже в языке народа присутствует целые классы терминологии, посвящённые скотоводству, климату и географическим особенностям степей.

Некоторые монголы до сих пор придерживаются образа жизни их предков и живут в юртах, носят традиционную одежду и верят в знаки.

Культовые места обо, которые представляют собой кучи из деревьев или камней, обязательно украшенных ленточками или флажками, до сих пор встречаются в стране. К ним традиционно подносят конфеты и рис, чтобы задобрить духов перед ответственной поездкой.