Коротко о религии в Афганистане
История народов, которые сегодня населяют Афганистан, насчитывает уже несколько тысяч лет. Территория современного государства в разные времена сама была очагом возникновения новых империй в регионе или входила в состав многочисленных государственных образований. Сегодня в стране проживают представители различных этнических групп и мировоззрений, но основной религией является ислам
Содержание статьи:
1. История Афганистана
Первые люди появились на территории современного Афганистана около пяти тысячелетий назад. В 6 веке до нашей эры территория нынешней страны вошла в состав империи Ахаменидов, но уже в 4 веке до нашей эры Александр Македонский захватывает её и вводит в состав империи Селевкидов.
Этой землёй владели впоследствии многие империи, там поочерёдно хозяйничали персы, индийцы, монголы. История государственности начинается в 1747 году, когда Ахмад-Шах Дуррани основал Афганское государство со столицей в Кандагаре. Впоследствии его сын и преемник власти перенёс столицу в Кабул.
В 1839 году Афганистан стал ареной борьбы между двумя мощными державами: Британской и Российской империями. Попытка англичан завоевать контроль над Афганистаном увенчалась двумя войнами, но в 1919 году Британская империя всё же была вынуждена признать независимость афганской страны.
В 1979 году началась 10-летняя афганская война с вводом советских войск на территорию страны. СССР обучал и материально обеспечивал афганскую армию, а также участвовал в хозяйственных делах. Однако под международным давлением Советскому Союзу пришлось вывести войска в 1989 году, после чего в 1992 году в Афганистане воцарился хаос, гражданская война не закончилась. а разгорелась с новой силой.
На юге страны набирало силу движение «Талибан», имеющее свой целью построение радикального исламского государства. К 1996 году большая часть страны попала под их влияние, которое отличалось крайней нетерпимостью к иноверцам. Талибы отменили действующую конституцию в стране, запретили вещание радио и телевидения и с особой жестокостью принялись искоренять неисламские компоненты уклада жизни народов Афганистана.
К началу 2002 года режим талибов пал, но окончательно не сломлен, их партизанские вылазки продолжаются и по сей день.
1.1 Географическое положение
Государство Афганистан расположено на Среднем Востоке, не имеет выхода к морю. Граничит со странами:
- с Ираном - на западе;
- с Пакистаном - на юге и востоке;
- с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном - на севере;
- с Китаем - в самой восточной части страны.
1.2. Обычаи и нравы в Афганистане
Сегодня страна находится в плачевном состоянии, экономика подорвана, население проживает в крайней бедности. Часть народа проживает в полуразрушенных городах, часть кочует, а основная доля населения живёт в кишлаках, в глинобитных или, сложенных из обожжённого кирпича, жилищах. Есть и современные кишлаки, но их количество незначительно.
Обычная пища афганцев хлеб (додай), чай, плов, супы, кебабы, сыр, фрукты.
Мужчины носят белую или цветную рубаху, доходящую до колен, широкие штаны и безрукавку. Непременной принадлежностью является халат без застёжек и июли - верхняя одежда, напоминающая покрывало. Головной убор мужчин - тюбетейка или колпак. Женщины носят длинные, свободного покроя рубахи, надетые поверх, доходящих до щиколотки, штанов.
По натуре афганцы - общительные и гостеприимные люди. К людям старшего поколения они относятся с большим уважением. Официальным государственным календарём является календарь солнечной хиджры. Согласно нему, новый год начинается 21 марта.
1.3 Национальный состав
Население страны состоит из множества этнических групп, принадлежащих к различным языковым семьям. Примерная численность этнических групп такова:
- пуштуны - от 39,4 до 42%;
- таджики - от 27 до 38%;
- хазарейцы - от 8 до 10%;
- узбеки - от 6 до 8%;
- аймаки - от 1 до 4,3%;
- туркмены - от 1 до 3%;
- белуджи - от 0,5 до 2%;
- прочие - от 1 до 4%.
1.4 Религия и государство, роль религии в политике
На разных этапах развития страны менялась роль и место религии в государстве Афганистан. В 20 веке ислам превратился в один из столпов государственной идеологии и был поставлен на службу правящей элиты. И по сей день правовая система страны принадлежит к мусульманской правовой семье и шариат оказывает влияние на все отрасли права. Так происходит от того, что ислам регламентирует все аспекты жизни своего последователя, а разделения на «религиозную» и «светскую» части повседневной жизни - нет.
Мусульманское духовенство занимает важное место в структуре общества. Духовные лидеры, как правило, тесно связаны с тем или иным тарикатом (политическим или эзотерическим орденом). Самые крупные из них — Накшбандийя, Кадырийя и Чиштийя, получившие своё название от имён религиозных или политических деятелей прошлого. Тарикаты осуществляют просветительские и пропагандистские проекты, духовно и этически совершенствуют своих адептов, а также стараются оказывать влияние на руководство страны.
2. Религиозные Верования в Афганистане
На протяжении уже долгого времени Афганистан является исламской республикой. Доля последователей Пророка Мухаммада составляет более 90% всего населения страны. Около 71% из них придерживаются ортодоксального ислама суннитского толка, а 19% исповедуют шиитский ислам. Распространены также индуизм, сикхизм, буддизм, зороастризм, присутствуют многочисленные различные синкретические верования, такие как езида.
В национальном отношении к суннитам принадлежат пуштуны и таджики, а также узбеки, туркмены, чараймаки, арабы и белуджи. Большая часть персов (из Герата и Фараха), хазарейцы, горные таджики, восточные пуштуны являются шиитами и исповедуют шиитский ислам.
2.1 Ислам в Афганистане
Исламское учение стали практиковать в Афганистане после арабского исламского завоевания с 7 по 10-е века. Арабы прилагали значительные усилия для пропаганды ислама среди местных жителей. Сейчас ислам является господствующей религией в стране.
Для афганцев ислам представляет собой объединяющую систему, которая компенсирует раскол, часто возникающий из-за глубокой гордости в отношении племенных сторон и преобладающего чувства личной и семейной чести. Однако, на практике, в повседневной жизни людей, важную роль продолжают играть родоплеменные обычаи (адаты), которые зачастую противоречат требованиям шариата.
Каждый взрослый афганец обязан каждый день совершать пять ритуальных молитв. В пятницу принято молиться в мечети. По факту же, ежедневные ритуалы не соблюдаются.
2.2 Христианство в Афганистане
Афганистан не признаёт существование афганцев-христиан, в стране запрещено обращение в православную веру. Переход из ислама в христианство карается смертельной казнью.
2.2.1 История христианства в Афганистане
Самое раннее упоминание о христианской религии в 3 веке можно увидеть в «Книге законов и стран» Вардесана. Христианство зародилось на севере страны, но позже распространилось на западе Афганистана.
В начале 5 века в городе Герат появился первый епископ с кафедрой, также существовали общины несториан и монофизитов. Европейцы построили в стране несколько храмов, однако большого распространения на территории Афганистана христианское вероисповедование не получило.
2.2.2 Ассирийская Церковь Востока
В 6 веке город Герат стал резиденцией митрополита Несторианской Церкви Востока, а с 9 века - и митрополита Сирийской Яковитской Церкви. Ассирийская церковь Востока вела широкомасштабную миссионерскую работу не только в Афганистане, но и в Индии, Китае и Восточном Туркестане.
Она имела епископства в пяти афганских городах - Герате, Фарахе, Зарандже, Бушандже и Кандагаре. Христианская община существовала примерно до 1310 года. Позже советские археологи нашли руины Ассирийской Церкви Востока на одном из берегов реки Аму-Дарья, недалеко от афганской границы.
2.2.3 Преследование христиан
Преследование христиан в Афганистане началось с приходом к власти султана – вероотступника Ахмеда Текюдера, известного под именем султана Ахмада. Воспитывавшийся в христианской вере, Текюдер впоследствии отрёкся от Христа и принял ислам. Он ревностно распространял исламское учение среди подданных, действуя уговорами и угрозами расправы. Попытки христианских миссионеров обратить население в свою веру стали жёстко пресекаться исламистами. Поэтому и по сей день христиане вынуждены исповедовать свою религию конспиративно или на территории иностранных организаций.
2.2.4 Православие в Афганистане
В настоящее время в стране насчитывается от 1 до 2 тысяч последователей православного христианства. Их положение в стране продолжает оставаться сложным, Афганистан занимает 3 место в списке стран, где чаще всего притесняют права христиан.
Единственная православная церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного с 2006 года расположена на территории румынской военной базы в Кандагаре. А на территории, принадлежащей российской дипломатической миссии, построена часовня имени Владимирской Божьей матери.
2.2.5 Католицизм в Афганистане
Католическую церковь, единственную официально существующую в стране, афганское правительство позволило построить в 1921 году на территории итальянского посольства. Это была благодарность итальянским властям за помощь и поддержку.
Римско – католическая капелла была возведена для религиозных потребностей иностранных специалистов, работавших в Афганистане. Джузеппе Моретти с 1990 по 1994 гг являлся действующим римско – католическим священнослужителем в Афганистане, а после него лишь только Малые Сёстры Иисуса оставались в стране как католические религиозные деятели.
2.2.6 Протестантизм в Афганистане
В результате стараний американского президента Дуайта Эйзенхауэра и на средства протестантов-христиан всего мира в 1960 году в Кабуле была построена единственная протестантская церковь. Просуществовала она не так долго, поскольку уже в 1973 году была разрушена в результате боёв в Кабуле. После этого в стране не осталось протестантских молитвенных зданий.
2.2.7 Иезуитские миссии
В 1581 и 1582 годах афганское государство посещали с миссией Монтсеррат (испанский иезуит) и Бенто де Гуиш Португальский иезуит). Исламский император Акбар принимал их доброжелательно, однако какого-либо продолжения их миссия впоследствии не имела.
2.3 Индуизм
Синдхи и пенджабцы являются основными этническими группами среди населения современного Афганистана, практикующего индуизм. Они проживают в основном в Кабуле, Кандагаре и Джелалабаде, их численность сегодня составляет порядка 200 тысяч человек.
2.3.1 История Индуизма в Афганистане
Исповедование индуизма в стране началось в ведийский период, когда население Афганистана разделяло общую культуру с Индией. Оно практиковалось наряду с зороастризмом и буддизмом. Индуистским богам, а также Будде и местным божествам поклонялись в Кушанском регионе древнего государства.
2.3.2 Преследование индусов
Дискриминация индусов достигла своего пика в период пребывания у власти радикально настроенных талибов. Индуистов и сикхов талибы заставляли носить жёлтые повязки, свидетельствовавшие об их иноверской религии. Были разрушены буддистские храмы в Кабуле, Джелалабаде и Газни.
3. Бамианские статуи Будды в Афганистане
Две гигантские статуи Будды, одна из которых достигала 37, а вторая 55 метров в высоту, входившие в комплекс монастырей в Бамианской долине, были высечены в скалах, окружающих долину.
Для большей устойчивости к погодным условиям и во избежание постепенного разрушения статуи были дополнены штукатуркой, которая держалась на прутьях арматуры из дерева. Верхние части лиц также из дерева, к сожалению, они не выдержали испытание временем и разрушились еще в древности. Помимо утраченных скульптур в бамианских монастырях есть ещё одна, которая представляет собой лежащего.
3.1 История Бамианской долины
Начиная с 3 века до нашей эры, по Бамианской долине проходила часть Великого Шёлкового пути. По нему следовали и буддийские монахи, которые проповедовали свое учение. В период правления Канишки Великого Бамиан стал настоящим центром буддизма. В этот период была создана первая статуя, высотой 37 метров, а спустя 2 столетия и вторая, высотой 55 метров.
Сохранились исторические упоминания о Бамиане и величественных скульптурах.
- Так, паломник из Кореи Хуэй Чао оказавшийся в провинции в период с 720 по 730 гг. описывал, что население Бамиана исповедует буддизм. При этом правитель местности был уроженцем Ирана.
- В 1218 г. в городах провинции побывал путешественник и учёный мусульманин Якут аль-Хамави. Исследователь описал в своих трудах статуи Бамиана: "Внутри скалы находятся высеченные из нее два идола размером от подножия до вершины массива. Ничто в мире не может сравниться с их величиной. Один из них называется Красный идол, другой – Белый идол".
Попытки уничтожение статуй задолго до Омара
Вскоре после посещения провинции Хуэем Чао исламисты начали разрушать статуи Бамиана, стараясь, главным образом, стереть лица каменных колоссов.
В промежутке между 870 и 880 годом со статуй исчезли «блестящие каменья» Будды. Это было десятилетие, вторжения в долину Якуба ибн Лейса, основателя династии Саффаридов. Его войска разрушали города долины, а с ними культовые сооружения и огромное количество буддистских статуй. В качестве военной добычи завоеватель забрал с собой часть «идолов». После такого опустошения огнем и мечом храмы были заброшены.
В 1221 году исламские селения были разрушены монгольскими завоевателями во главе с Чингисханом. Расправа была жестокой и беспощадной — не пощадили ни жителей, ни даже животных. Поводом тому послужило убийство внука хана, защитниками города во время осады. В ярости, Темуджин приказал уничтожить под корень поселения долины. Даже монгольские повидавшие войны стали называть Бамиан «Проклятым городом» после случившегося, а жители провинции - Голголой — «Городом криков (скорбей)». На удивление, Баминаские Будды остались не тронутыми.
Аурангзеб (1618-1707) — последний правитель Великих моголов, не признававший других религий, отдал приказ об обстреле идолов из пушек. Примеру Аурангзеба последовал и иранский правитель Надир-шах Афшар, после обстрелов которого, были разрушены ноги статуй. А в период военной кампании, направленной против хазарейцев, по приказу афганского эмира Абдур-Рахман (1844-1901) было уничтожено лицо большого Будды.
3.2 Уничтожение статуй
Огромный ущерб был нанесен Бамиану, буддийским храмам и статуям, войнами, которые велись с начала 1980-х годов в Афганистане. Так, за 1994 г. исламские фундаменталисты Талибана, нанесли огромный ущерб культуре Бамиана, уничтожив скульптуры, изображения и другие ценности. Подкрепляя свою позицию тем, что в исламе запрещены статуи и идолопоклонничество.
26 февраля 2001 года, лидер талибов мулла Омар отдал распоряжение разрушить обе Бамианские статуи в Афганистане. Что стало первой показательной акцией по ликвидации культурных ценностей в новом тысячелетии.
Уничтожение Будд происходило в несколько ступеней, которые в общем заняли чуть больше двух недель начиная с 2 марта 2001 г.
- Первым этапом статуи были обстреляны из артиллерийских и зенитных орудий. Однако полностью статуи не были разрушены, хотя и получили серьезные повреждения.
- После этого боевики установили противотанковые мины в основании монумента, а в плечи заложили взрывчатку.
- Так как, даже после серии взрывов, не получилось полностью стереть лицо одного из Будд, была запущена ракета, следом которой осталось отверстие в уже остатках верха статуи Официально талибы объявили о полном уничтожении статуй 13 марта. Таким образом, один из наиболее древних и значимых памятников буддизма в Афганистане, основанный более чем 15 столетий назад, разрушили за 14 дней.
Однако, вскоре после заявления Омара, стала появляться информация о том, что «Талибан» распродает оставшиеся части колоссов в Пакистане через своих перекупщиков.
3.3. Статуи Будды до разрушения
До разрушения статуи Будды представляли собой огромные каменные изваяния, высеченные в скалах. Для создания черт лица, рук и одежды статуи были покрыты смесью глины и соломы. После штукатурки изваяния покрасили в синий (меньшую статую) и красный (большую статую) цвет. Лицо и руки были позолочены.
Сами статуи и прилегающая территория, почитались, как священные для буддистов. Конечно, с веками, черты лица на статуях смягчились, исчезли руки. Хотя есть мнение, что выравнивание контуров лиц, было сделано намеренно, чтобы ощущение от этих каменных идолов не было столь ужасным.
4. Другие религии в Афганистане
4.1. Сикхизм в Афганистане
Около 4000 афганских сикхов живут сегодня в разных городах страны. Сенатор Алтар Сингх был единственным сикхом в парламенте Афганистана. Сейчас руководители сикхов принимают ограниченное участие в жизни страны, хотя пытаются защищать своё конституционное право на свободу вероисповедания.
4.2 Религия Бахаи в Афганистане
Бахаисты проживают в Афганистане с 1880 года, а первая их община была создана в 1930 году. После правления талибов бахаисты потеряли право на какое-либо религиозное учреждение, и многие из них бежали из страны. По некоторым данным, сегодня в стране насчитывается лишь около 400 бахаистов.
4.3 Зороастрийцы в Афганистане
Как древнейшая в мире, зороастрийская религия, была издавна распространена на территории Афганистана. К 1970 году в стране осталось порядка 2000 последователей зороастризма.
4.4 Иудаизм в Афганистане
В Афганистане функционировала одна малочисленная еврейская община, но после 1979 года её последователи бежали из страны. Есть мнение, что в стране остались только те иудеи, которые приняли ислам.
5. Мечети в Афганистане и культовые сооружения
5.1 Голубая мечеть в Мазари-Шариф
Среди исламских религиозных сооружений наибольшей известностью пользуется Голубая мечеть Мазари-Шариф, расположенная в центре афганской провинции Балх.
5.1.1 История Голубой мечети в Афганистане
Современная Голубая мечеть является "реинкарнацией" старой мечети, разрушенной Чингисханом в 1220 году. Согласно общепринятому мнению, именно здесь был погребён Али - брат и зять пророка Мухаммада. По этой причине гробница и мечеть называется Мазари-Шариф, что дословно означает "могила святого". План исламской святыни, сделанный в 1910 году, свидетельствует о том, что ранее мечеть занимала участок меньшего размера. С течением времени на территории сооружения устанавливались гробницы различных политических и религиозных деятелей Афганистана.
5.1.2 Современность
Квадратная купольная гробница-мавзолей считается самым почитаемым местом мечети. Внешне комплекс выглядит поистине потрясающе - два купола ярко-синего цвета удачно сочетаются с изразцовыми покрытиями всех оттенков голубых и бирюзовых тонов. Здания украшены затейливыми орнаментами. Эта шедевральная мечеть признана самым красивым сооружением в Афганистане. Мазари-Шариф открыта для посещения паломниками и туристами, лишь только сама гробница Али закрыта для иноверцев.
5.2 Джума-мечеть в Герате
Соборная или пятничная Джума-мечеть расположена в центральном районе города Герат, на месте разрушенного зороастрийского храма. Вначале Джума-мечеть представляла собой деревянное строение, которое сгорело до 1200 года. Затем здание было выполнено из камня, а окончательный облик мечеть приобрела в конце 15-го столетия.
На средства поэта Алишера Навои и под его руководством мечеть была перестроена и реставрирована. Сегодня комплекс представляет собой соборную мечеть, расположенную во дворе размером 100 на 100 метров. В ансамбле здания есть красивые минареты по углам, башенки на фасадах и голубые изразцы на стенах. Посередине внутреннего двора располагается легендарный котёл из бронзы высотой 1,5 метра. По легенде, когда-то давно его доверха наполняли шербетом для прихожан.
5.3 Лашкаргахская соборная мечеть
Лашкаргахская соборная мечеть расположена на юге Афганистана, в провинции Гильменд. В переводе название этой мечети означает "военный лагерь", в прошлом это было место остановки солдат, следовавших вдоль местной реки. Мечеть была выстроена относительно недавно - в 2012 году на средства прихожан и средства, выделенные Объединёнными Арабскими Эмиратами. Сооружение входит в перечень обьектов, охраняемых ЮНЕСКО. Мечеть занимает площадь примерно 6,4 гектара и способна вместить порядка 7 тысяч прихожан.
5.4 Мечеть Ид Гах в Афганистане
Святыня считается второй по величине мечетью Афганистана, она находится в Кабуле и служит центром проведения основных религиозных праздников. Мечеть Ид Гах представляет собой многоминаретное здание с длинными остеклёнными галереями. Согласно истории, именно оттуда афганский эмир Хабибула отправился на третью англо-афганскую войну.
5.5 Пул-е Хишти в Афганистане
Большая мечеть Пул-е Хишти расположена в центре старого Кабула. Огромный синий купол является её отличительной особенностью. Построена она была в конце 18 века, но из-за непрекращающихся войн была разрушена. Сейчас все конструкции полностью восстановлены и отреставрированы.
Всего в Афганистане насчитывается порядка 15 тысяч мечетей. Только в столице страны - Кабуле функционирует более 545 мечетей. В стране насчитывается более 1,5 тысяч мазаров (гробниц) и «святых мест» (зийарат).
6. Заключение
Афганистан является исламской республикой, поэтому основополагающей религией здесь признан ислам. Учение пророка регламентирует в стране не только ритуальные действия верующих в храме, но и влияет на все сферы жизни афганского общества.