Изучение иностранных языков:
славянских, тюркских, мертвых и других
Меню
Языки
Последние статьи

Пуштуны - народ, живущий по кодексу чести

Коротко о племенах пуштунов в Афганистане и на границах

Прочитав статью, вы охватите полную информацию о народе пуштунов за 10-15 минут.

Пуштуны являются представителями самой многочисленной народности на планете, не утратившей родоплеменные связи.

Содержание статьи:

Отличительными характеристиками народа служит вероисповедание суннитского ислама, восточноиранский язык пашто в речи и постоянное следование принципам кодекса чести.

1. Пуштуны потомки Саула: израильские сыны

пуштуны афганистана пакистана

Пуштунов иногда зовут иранцами, ареал их проживания расположен между двумя странами – Пакистаном и Афганистаном. Общая численность пуштунов составляет примерно 42 миллиона человек. Народ составляют десятки племён и сотни кланов. Поскольку в Афганистане с 1979 года не было переписи населения, более точное количество представителей пуштунов подсчитать не представляется возможным.

Согласно преданиям, род пуштунов берёт своё начало от Саула - первого израильского правителя. Существует легенда о том, что у сына Саула Иеремии рождается сын, которого назвали Афган. Спустя столетия, потомки Афгана поселились в провинции Джат, находящегося на территории современного Афганистана. Один из потомков Афгана — Киш, стал вождём местного племени.

Со временем в городе появляются арабы. Когда случилась встреча Киша с арабским полководцем Халидом ибн аль-Валид, ему понравились вероучения арабов. Он принимает религию Пророка и берёт себе имя мусульманина Абдул Ибн-Рашид. Под этим именем он стал известен как военачальник и любимец самого пророка Мухаммеда.

2. Расселение пуштунов по территории Афганистана

О том, как потомки Афгана расселялись по территории Афганистана, повествуют не только народные предания, но и многие арабские писания. К примеру, «Мират уль-Алам» («Зеркало мира») описывает странствия иудеев и указывает конкретные города, в которых они обосновались. Это — Газни, Гхор и Кабул.

Также существовала теория о происхождении пуштунов от древних израильтян. В XIX веке широкой общественности её поведал капитан британской разведки Александр Бернс. Как аргумент в пользу этой версии, капитан сравнивал этноним «пашту» («пушту»), происходящий, по его мнению, от еврейского слова «пашт» («рассеянные»). Любопытно также, что в иудейской Самарии есть селение, название которой созвучно с названием столицы Афганистана, городом Кабул.

2.1. Столица пуштунов - Кабул

Так как большинство пуштунов проживает на территории Афганистана, то и столицей пуштунов считается столица всех афганцев - Кабул.

3. Пуштуны - народ чести

народ пуштуны

Офицер британской армии, которая пыталась покорить Афганистан в XIX веке, писал в своих заметках: «Настоящие пуштуны являются, вероятно, самым необузданным из всех племен, с которыми нам приходится иметь дело в Пенджабе. Они в высшей степени кровожадны, мстительны и жестоки: они не знают, что такое вера или истина». Менталитет афганцев так и остался загадкой для европейцев, ведь этот народ живет по чести, а не по совести. А ещё говорят, что пуштуна можно узнать по свирепому взгляду.

Пуштуны являются наиболее ревностными представителями правоверных мусульман, тем самым выделяясь среди других этносов в Афганистане . Своеобразный уклад жизни народности, их нравственные и духовные ценности уходят корнями к обычному праву (адат) и некоторым доисламским верованиям. Затем к ним добавились нормы, предписанные шариатом.

3.1. Кодекс чести пуштунов - пуштунвали

В то же время пуштуны опираются на собственный неписанный свод правил, именуемый кодексом чести – пуштунвали. Дословно означающий — «образ жизни пуштуна», по сути это — совокупность ценностных норм и представлений, обрядов и обычаев, призванных регулировать поведение членов афганского этноса не только в обычной жизни, но и в нестандартных ситуациях.

Законы пуштунвали нередко противоречат догмам, указанным в Коране и хадисах. Например, для доказательства факта супружеской измены согласно шариата, нужны показания четырех свидетелей. По кодексу пуштунвали честь семьи будет запятнана, если только в клане или племени возникнут слухи об измене.

А тот афганец, который в течение всей своей жизни неукоснительно соблюдал правила пуштунвали, получит заслуженное уважение соплеменников. Истинный пуштун должен на протяжении всей жизни доказывать свою принадлежность к роду и племени.

Основу кодекса чести пуштунвали составляют 6 важных принципов:

  • гайрaт – национальная гордость и собственное достоинство;
  • нанго-намyс – репутация, честь и доброе имя;
  • мусавaт – равенство;
  • сабaт и истикамaт – целеустремленность и усердие;
  • имандари – добросовестность, порядочность и набожность;
  • бадaл – месть или компенсация;

4. Обязанности мужчин и женщин пуштунов в племени

пуштуны народ афганистан

Первооснову существования пуштуна составляет умение самостоятельно организовать свой быть. Дом, семья, имущество, скот — требуют от мусульманина грамотного распоряжения. Если взрослый человек не может справится с этими фундаментальными обязанностями, то это считается позором, вплоть до потери чести.

Мужчина-пуштун должен добиваться справедливости во всём, что касается непосредственно его, его семьи, а также тех людей, кто не способен защитить себя самостоятельно. Женщины, дети, старики, немощные и больные люди могут рассчитывать на поддержку истинного пуштуна. Кроме того, он должен обладать силой и несгибаемой волей, слабый по характеру афганец станет в своём обществе изгоем.

Для любого гостя пуштун обязан стать радушным и гостеприимным хозяином. Согласно пуштунвали, каждый человек, вне зависимости от его вероисповедания и социального положения, может рассчитывать на то, что его в трудной ситуации приютит афганская семья.

Пуштунвали носит, скорее, императивный или рекомендательный характер. Как применить принципы кодекса чести в какой-либо житейской ситуации, решают племенные авторитеты. Взрослые мужчины с организаторскими способностями и обладающие солидным жизненным опытом, могут выступать на джиргах как судьи. Таким образом, они представляют и законодательную, и исполнительную власть пуштунов.

Справка: Джирга — временный совет, различаемый по типу выносимых на обсуждение проблем. Он создаётся для решения конкретных задач и прекращает функционирование тогда, когда надобность в нём отпадает.

5. Временный совет - джирга

народ пуштуны джирга совет

К примеру, сабха-джирга собирается для обсуждения и решения внутренних проблем, касающихся племени, рода или поселения. На сабха-джиргах может обсуждаться вопросы распределения воды и земель, разрешаться споры и конфликты. Заседания советов проходят гласно, любой желающий может высказать своё мнение, в том числе и женщины.

Самти-джирга собирается для разрешения проблем, в которых затронуты внешние отношения племени с соседскими поселениями или центральными властями. На такой совет приглашаются только племенные авторитеты, старейшины и представители местного духовенства.

На джиргах запрещено вести себя непристойно, ругаться или оскорблять оппонента. Каждый участник волен высказать своё мнение и проголосовать.

Это интересно: Пуштуны не голосуют общепринятым поднятием рук. Решение будет одобрено большинством, если никто не высказался против.

Однако, нередко встречаются афганцы, решающие свои вопросы исключительно с применением силы. Военный корреспондент из Британии Кен Гест, в прошлом солдат диверсионных войск, описывал как у него в 1989 году произошла встреча с участником бандитской группировки из племени пуштунов.

Бандит тогда забрал у журналиста предметы, которые, по его мнению, были признаками несправедливого богатства — брюки и часы. Аргументировал свою выходку пуштун так: «Все, что оказывается на территории, находящейся под моим контролем, по праву принадлежит мне». Действие сопровождалось направлением оружия в сторону европейца, это и явилось главной причиной победы афганца в этом споре.

6. Месть обидчикам - бадал

пуштуны бадал

Типичной особенностью пуштунов является нетерпимость к обидам и оскорблениям. Местная поговорка гласит: «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести». Представители этноса никогда не нарушают этот принцип. Пуштунвали предписывает в таких случаях применять бадал, или месть обидчикам. Пуштуны дорожат своей честью и стараются во всех случаях компенсировать урон, нанесённый их чести или собственности.

Бадал порождает частые ссоры между семьями, племенами, порой переходящие в вооружённые столкновения. Причём, поводом может послужить даже небольшое недоразумение. Например, был случай нарушения соседями очерёдности полива полей, которое переросло в кровавое побоище между племенами. Следует заметить, бадал в случае кровной мести не распространяется на соплеменников, конфликт должны разрешить с помощью джирги.

Но если обидчик из другого племени, то пострадавшее поселение будет стараться всячески восстановить справедливость. Объектом мести может стать не только преступник, но первый встретившийся на пути соплеменник обидчика. Ещё принцип бадал обязывает платить взаимностью за оказанную услугу. Например, на приглашение в гости обязательно необходимо ответить тем же. Для пуштунов важно не только восстанавливать попранные часть и достоинство, но и сохранять добрососедские отношения.