Изучение иностранных языков:
славянских, тюркских, мертвых и других
Меню
Языки
Последние статьи

Религии Ирана

1. Основные религии в Иране

Прочитав статью, вы охватите всю религиозную структуру Ирана, за 15-19 минут.

Знакомство с культурой и историей любого народа не обходится без изучения его духовных устоев и верований. Во многих азиатских странах на поведение людей в быту и деятельность руководителей государств на международной арене огромное влияние оказывает религия.

Содержание статьи:

Иран – многонациональная страна, соответственно, религий и верований среди его населения несколько. Какие же основные религии в Иране?

iran.jpg
Перечислим их кратко:
  • Ислам, разделенный на шиитов и суннитов;
  • Суфизм (мистический вариант ислама);
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Зороастризм;
  • Бахаизм.

1.1. Иран: коротко о самом главном

История земель, на которых находится современный Иран, за 5 тысяч лет представляет собой сплошную череду войн, смен правящих династий, разрастания завоеваний во все стороны света и сужения до современных границ.

Первое, документально подтвержденное государство в пределах современной территории – Элам, возникло 5000 лет назад. Его захватила северная соседка Мидия, которая впоследствии в союзе с Вавилоном ликвидировала древнейшее Урарту.

Кир Великий и его потомки из династии Ахеменидов за 200 лет правления расширили завоевания от греческих земель на западе до Тибета на востоке, от северного Причерноморья до Египта и Нубии на юге. Это был наибольший расцвет персидского царства. Победить его смог только Александр Македонский. При Ахеменидах зороастризм стал государственной религией.

Интересно, что имя родоначальника династии на персидском звучит «Куруш», Киросом его обозвали греки. При переводе греческих имен и названий на русский язык отбрасывалось окончание «ос». «Кир» на персидском языке обозначает мужской половой орган. Что это: ирония истории или месть завоевателю?

После быстрого распада империи Александра новые династии персидских правителей в 5-7 веках нашей эры с переменным успехом боролись за власть и с соседними государствами, все более ослабляя страну.

1.2. Государственная религия Ирана

iran3.jpg

Ислам в Иране: становление государственной религии Ирана началось в 7 веке нашей эры. В 652 году Персидское царство завоевали арабы из династии Омейядов, вооруженные не только материально, но и духовно - новой исламской религией. Они за короткий период расширили Халифат от Индии и Средней Азии на востоке, до Марокко и Испании на западе. На завоеванных землях население насильственно обращалось в мусульманство, фактически превращаясь в рабов. Новая династия халифата Аббасиды учли, что персы – достаточно крупная нация (недовольство в тылу чревато мятежами), и позволили им иметь равные права с арабами, а также наместников из своей знати.

В средних веках персидские правители чередовались с захватчиками: турками-сельджуками, правителями Хорезма, монголами Чингисхана, Тамерланом. Не менялось только одно – религией оставался ислам.

С 1501 года по наши дни Ираном управляли только коренные правители. До 19 века они вели собственную политику, а потом она превратилась в «качели» между влиянием России (СССР) и Великобритании (вечными соперниками за контроль над Ближним и Средним Востоком).

В 1979 году Исламская революция свергла последнего шаха. Иран превратился в исламскую республику, где власть духовенства выше светской. Главным религиозным культом страны, закрепленным в Конституции, является ислам шиитского (джафаритского) толка.

2. Господство ислама в Иране

государственная религия ирана

Чтобы понять, какой ислам в Иране, события середины 7 века нашей эры стоит рассмотреть подробнее, углубившись в те времена, когда Иран принял ислам.

2.1. Зарождение ислама в Иране и его раскол

Распределение шиитов и суннитов во всем мире

В 610 году некий Мухаммед, пастух и торговец из племени куйрашитов объявил себя пророком единого бога Аллаха после видения ему Архангела Джабраила и стал проповедовать новую религию «ислам» (в переводе «смирение»). Через 11 лет его последователи собрались в Медине, а в 630 году завоевали Мекку. Новое арабское государство – Халифат оказалось весьма агрессивным и стало завоевывать соседей, обращая покоренных в мусульман.

Раскол внутри верующих произошел сразу после смерти Мухаммеда при выборе преемника. Одни сподвижники считали, что избрать духовным лидером нужно «лучшего среди равных», другие хотели передать главенство по наследству. Большинство избрало лидера Абу Бакра Ас-Сиддика, тестя пророка, он был старше, а значит, мудрее и опытнее. Другая группа настаивала на зяте пророка Али ибн Абу Талиба, женатом на Фатиме, любимой дочери Мухаммеда.

Раскол наступил при дележе наследства: Абу Бакр посчитал, что у посланника божия не может быть собственного имущества, значит, и наследства. При этом отказ был подтвержден толкованием сунн (норм и правил, заведенных пророком по примерам из собственной жизни). Поддерживающие Абу Бакра стали называться суннитами. Сподвижники Али – шиитами (последователями).

2.2. Шииты и сунниты

За века раскола набралось немало противоречий между двумя течениями:

  • Для суннитов имам – настоятель в мечети, шиитам – духовный лидер и руководитель общины;
  • Сунниты в жизненных вопросах ориентируются на рекомендации сунн, шииты считают, что догматический подход рождает радикальные течения вроде ваххабизма;
  • Шииты веруют в непогрешимость имамов, а в аятолл – как в посланников Аллаха, сунниты относятся к этому, как к ереси;
  • Шииты отрицают разводы, а сунниты – временные браки;
  • Траурные празднования памяти погибших особо чтимых имамов-мучеников шииты проводят строже. В день памяти имама Хусейна некоторые занимаются нанесением себе ритуальных ран.

Кроме перечисленных есть еще множество других различий.

2.2.1. Шиитский ислам в Иране - 89% верующих

шиитский ислам в иране

Из общего числа мусульман, шиитов в стране 89 процентов (около 70 млн чел.). По степени святости для этого течения ислама после бога Аллаха и пророка Мухаммеда третьими являются 12 имамов, потомков пророка, замученных за веру. Главный почитаемый из них – мученик Хусейн, погибший от рук суннитов. Ему посвящен траур в течение 10 дней первого месяца года – мохаррама.

Положительным праздником наряду с Новым годом является день рождения 12-го имама.

Объектами паломничества кроме традиционной Мекки стали местные города Мешхед с гробницей 8-го имама и Кум с захоронением Фатимы, сестры имама Резы, а также Каземейн, Кербела и Неджеф в Ираке.

Шиизм исповедуют персы, азербайджанцы, туркмены (те, кто живет в Иране).

2.2.2. Суннитский ислам в Иране

суннитский ислам в иране

Официальные данные свидетельствуют о 9% суннитов (примерно 5 млн чел.). Сколько фактически представителей этой ветви ислама в стране неизвестно, другие источники выдают иные цифры. К суннитам относятся арабы, курды, турки, афганцы, луры, белуджи. Территориально они проживают в приграничных районах страны.

2.3. Суфизм

Мистическое крыло ислама – возникло чуть позднее самой религии. Дервиши-суфии исповедуют отказ от бытовых благ (аскетизм), единство Творца и Творения (пантеизм), а достижения истины ищут в особых медитациях. Многие персидские поэты прошлых веков исповедовали именно суфизм, донося до почитателей своего таланта красоту окружающего мира и проникновенность человеческих чувств.

3. Другие религии Ирана

Кроме ислама в Иране существуют религиозные меньшинства. С некоторыми из них государство мирно сосуществует, с другими идет непримиримая борьба.

3.1. Зороастризм в Иране - древняя религия страны

зороастризм в иране,

Религию, зародившуюся в Иране, не смогли искоренить ни время, ни агрессивное внедрение ислама. Ее последователи почитают бога Ахура-Мазду и его пророка Заратуштру (греки переиначили его имя в Зороастра). До ислама зороастризм был государственной религией.

3.1.1. Основы зороастризма

Суть верований в непрерывной борьбе добра и зла, в том числе внутри самого человека, исходя из его совести и разума. Главная идея – творение добра людьми для получения его ответно.

Главное божество являлось почитателям в виде света, поэтому и молитвы возносились в сторону Солнца или открытого огня. За эту особенность зороастрийцев называли огнепоклонниками.

Природа в понимании зороастрийцев – священна, поэтому физические тела людей недостойны упокоения в недрах земли.

3.1.2. Священная книга древних иранцев «Авеста»

авеста священная книга зороастризма

Верующие считают, что в «Авесте» изложены древние знания народа ариев, переданные потомкам. Главный экземпляр книги из 21 части, записанный на 12 000 шкурах волов золотыми чернилами, по преданию уничтожил Александр Македонский. Списки попроще спалили арабы при завоевании Ирана в 7 веке. Сохранились только крупицы древних знаний.

3.1.3. Обряды и служение

обряды зороастризма

Храмы служили хранилищем священного огня, который различался для обрядов церковных и домашних.

Праздники посвящались природным сезонам и окончанию сельскохозяйственных работ: середина весны, лета, зимы; окончание уборки хлеба, пастбищного сезона и другие.

Интересный факт: праздник Нового года – Новруз (Навруз), приходящийся на весеннее равноденствие, древнее ислама, он возник в древней Персии при зороастризме.

Практически вся жизнь адептов состояла из обрядов очищения: огня, души и тела. При стряпне капли еды не должны попадать в огонь. Тяжело приходилось раненым с кровотечениями, больным с проблемами желудочно-кишечного тракта, женщинам в критические дни и после родов: все они длительное время считались нечистыми.

Человеческие останки в древние времена сжигались, позднее для них стали строить особые пустые башни. После похоронных церемоний тела сбрасывали внутрь, где они подвергались воздействию природных факторов: дождя и солнца, а также поеданию птицами. Башня, заполненная костями доверху, запечатывалась специальным веществом, изготовленным из нефти, похожим на асфальт.

Основная масса современных зороастрийцев проживает в столице и городах Керман и Йезд, где сохранились башни и храмы, в которых священный огонь поддерживается столетиями. В Тегеране заново выстроены культовые здания на улице Фирдоуси и в районе Техран-Парс. Общее число приверженцев древней религии – около 25 тыс. чел.

3.1.4. Завоевание Ирана арабами: смена религии

завоевание арабами ирана и смена древней религии

К 636 году страна была ослаблена войной с Византией, поэтому все сражения с Арабским халифатом были проиграны одно за другим в течение 16 лет. В результате Персидское царство полностью оказалось в оккупации. Завоеватели были мусульманами-суннитами. Жителям пришлось принять ислам, так как несогласные убивались целыми селениями и городами. Зороастризм остался только в глухой провинции.

В 1501 году власть в Иране захватил шах Измаил (основатель династии сефевидов). Он происходил из Иранского Курдистана и исповедовал шиитский вариант религии. После воцарения с титулом падишаха властитель ввел шиизм в качестве государственной религии, разрушил суннитские святыни и памятники.

3.2. Христианство в Иране

Христианские конфессии Ирана разнообразны так же, как и в остальном мире. Ассирийцы и армяне исторически жили на территории современного Ирана, их церкви устояли при переменах в политике и религии страны. Кроме них присутствуют православные и католики.

Общее число христиан в Иране по разным источникам от 110 до 250 тыс. чел.

3.3. Иудаизм в Иране

иран до революции

Иудеи попали в Персию после неоднократных захватов древнего Израиля и пленений народа. На новом месте они занимались той же деятельностью, что и на родине: ремеслами и торговлей.

До исламской революции 1979 года евреев в Иране было около 60 тысяч. В 21 веке их осталось около 8 тысяч. При этом сохраняется 25 действующих синагог в разных городах, крупная библиотека, госпиталь, дом престарелых и кладбище в Тегеране. В городе Хамадан сохранился мавзолей библейской царицы Эсфирь.

3.4. Бахаизм в Иране

Адепты новой религии, образованной в 19 веке проповедуют, что все конфессии мира описывают одного и того же единого Бога. Правду о себе он открывал через разных пророков: Будду, Авраама, Иисуса, Мухаммеда, Кришну.

Додумался до этого Саид Аль Мухаммед (Баби), выходец из шиитской семьи. Себя он назвал очередным пророком божиим. Его идеи продолжил некий Бахаулла, почитаемый, как реинкарнация Кришны. От его имени пошло название нового учения.

Количество верующих не уменьшается и составляет минимум 350 тыс. чел.

4. Религия древнего Ирана - зороастризм

маздаизм в иране

Маздаизм или зороастризм – древнейшая религия, существовавшая на территории современного Ирана до зороастризма, по именам богов и их «ответственности» сходная с некоторыми индуистскими верованиями. Название она получила от бога Ахура-Мазды, который в последующем зороастризме превратился в Единого Бога. А раньше он был одним из главных, равным по значимости другому божеству – Митре.

5. Свобода вероисповедания

5.1. Возможна ли свобода вероисповедания в Иране?

свобода вероисповедания в иране

23 статья III главы Конституции страны формально разрешает свободу убеждений, а фактически ни о какой свободе религии в Иране речи не идет. «Зеленый свет» дан только государственному вероисповеданию да еще немногочисленным поклонникам зороастризма. Остальные испытывают различного рода давление или прямые гонения.

5.2. Равны ли религии в Иране?

  • Суннитам запрещено проводить молебны в отсутствие представителей спецслужб, проповедовать особенности своей религиозной ветви, строить новые мечети и медресе вне территорий компактного проживания.
  • Исламское государство не приемлет методов общения с богом дервишей-суфиев и проводит на них масштабные гонения.
  • Христианам разрешено иметь храмы и учебные заведения, вино для культовых нужд и продукты питания, неупотребляемые мусульманами, проводить службы, но не проповедовать среди мусульманского населения. Их священнослужители обязаны отчитываться о своей деятельности.
  • Репрессии проводятся в отношении «протестантов» – перешедших в христианство из ислама и проводящих службы на родном языке.
  • Периодические конфликты Ирана с Израилем автоматически приводят к гонениям на иудеев внутри страны.
  • Бахаиты в Иране преследуются государством, которое считает их отступниками от Корана.

При этом общины зороастрийцев, христиан-ассирийцев, иудеев имеют право на 1 представителя в парламенте каждая, армяне – на 2-х депутатов.

5.2.1. А как же в Иране относятся к атеистам?

Для государства их не существует. Они не имеют вообще никаких прав, так как не упомянуты ни в одном государственном документе.