Изучение иностранных языков:
славянских, тюркских, мертвых и других
Меню
Языки
Последние статьи

Статьи о Болгарии

Шатката и Хосе сбежали с джокер от Брендо

Беглецы из Софийской тюрьмы Николай Николов - Шатката и Хосе Мартинез вдохновились опытом при конвоировании указанного кокаинового короля Евелин Банев - Брендо. Два заключенных и их помощники хорошо оценили обстоятельства, при которых 18 марта Банев был выпущен из тюрьмы и сопровожден до его дома в столичном квартале Бояна со скорой. По подобной схеме 30 апреля во двор тюрьмы въехал «служебный» автомобиль «Опель» с синей мигалкой и затемненными стеклами. Шофер внутри был в униформе и размахивал служебной картой. Охранник шлагбаума вообще не усомнился и решил, что въезжает его коллега. Единственное, что он сделал - записал регистрационный номер автомобиля.

«Патрульная» машина, которая вывезла Шаткату и Хосе из тюрьмы, оказалась с поддельными номерами. Опель припарковался на месте, где нет камер видеоконтроля и остался незамеченным. Это в зоне, которая точно под служебными кабинетами служителей администрации Софийской тюрьмы. На том же месте в середине марта была припаркована потрепанная скорая. В нее незамедлительно был помещен освобожденный под домашний арест из Софийского апелляционного суда Евелин Банев - Брендо. Знающие люди утверждают, что из этого места выходили и другие заключенные, для которых были предусмотрены меры безопасности. Допускается, что мнимый человек в униформе в Опеле - бывший надзиратель, который хорошо знаком с обстановкой и быстро может разобраться в ситуации. Из Министерства правосудия объяснили, что охранник у шлагбаума только взглянул на служебную карту, которая была ему показана через открытое окно Опеля. Оправдание у служителя было, что шел сильный дождь и поэтому он не вышел из кабинки осмотреть обстоятельно автомобиль.

Из-за своей невнимательности он уже уволен, но это не объясняет вопрос почему и как он сделал такой пропуск, прокомментировали расследующие. Есть сомнения, что или знал что происходит, или фальшивый сотрудник с пропуском был достаточно убедителен, чтобы так тонко его обмануть. Остается загадкой и как точно Хосе и Шатката улизнули из строго охраняемой тюрьмы. Чтобы достичь парадного входа и залезть незамеченными в Опель, им надо было пройти по крайней мере еще через несколько постов, где бдит судебная охрана. По официальной информации ведомства, что достичь до двора, где ждала машина с синей мигалкой, подсудимый за грабеж Хосе Мартинез прошел через дырку в шахте для труб на работе в помещении центрального отопления. В конце срезал старую решетку и оказался во дворе ареста, откуда метнулся в Опель. Шатката также обеспечил себе доступ в эту зону, но как точно Министерство правосудия не уточнило.

Факт, что оба заключенных работали сантехниками. Шатката с 2008 г., а Хосе с 2013 г., вопреки тому, что все еще не вступил в силу приговор.

Оба имели право работать. Показали необходимое поведение, у них были необходимые квалификации и они были одобрены комиссией. Однозначно, единолично, ни начальник тюрьмы, ни кто-то другой их не назначит на работу. Делаются оценки рисков и их поведения, но вопрос об их квалификации как сантехников оказался выше. Показали умения заварщиков, слесарей, а в предыдущее пребывание Николова в тюрьме, он показал и хорошее поведение. Это один из шагов к будущей социализации лишенных свободы, объяснил заместитель министра правосудия Илия Ангелов.

Автомобиль въехал во двор около 17.00 через контрольно-транспортный пункт на ул. «Ген. Столетов". И выехал из тюрьмы через тот же вход в 17.35 ч, снова без проверки работником. Он не видел и осужденных в нем. С того момента беглецы Николай Николов - Шатката и Хосе Мартинез исчезли неизвестно где. Вопреки усиленному поиску, их следы теряются с 17 часов 30 апреля.

Предполагается, что гватемалец Хосе успел покинуть страну и вероятно уже на другом континенте - не исключено в его родной стране или какой-то другой стране Латинской Америке. Что относительно Шаткати, есть подозрения, что он остается на болгарской территории. С сбежавшим через ограду Бургасской тюрьмы Иваном Гюровым становится трое. С начала этого года в общем 4 побега. Из статистики Министерства правосудия становится ясно, что за последние 6 лет из камер сбежали в общем 77 заключенных. Из всех беглецов, однако, не пойманы только шесть, включая и последних трех.

Сейчас в Министерстве правосудия принимают спешные меры для улучшения безопасности. Есть и наказания. Директор тюрьмы в Софии Петър Кръстев будет наказан порицанием. Такие же санкции наложены и на зам. директора по надзорно-охранной деятельности, начальника-сектора по безопасности и главного дежурного надзирателя, который был на смене и должен был осуществлять контроль над постами, допустившие пропуски. Из главного управления «Исполнения наказаний» определили несколько организационных мер, среди которых даже закрытие неэффективных следственных арестов. До настоящего момента они закрыты в Лом, Балчик и Самоков, а их служители перераспределены в места, где необходимо больше охраны. Предвидятся еще подобные аресты переместятся в тюрьмы, что приведет к освобождению резерва личного состава. Отдельно значительно повысятся требования к надзорно-охранному составу, как для первоначальной подготовки, так и в последующее обучение. Не месте оценивается и подготовка самих надзирателей - кто может действовать при любой ситуации и для кого необходимо повысить квалификацию.

Ген. Петър Василев: как это случилось под носом у шефов?

Бывший шеф тюрем ген. Петър Василев усомнился справке Министерства правосудия о бегстве заключенных Хосе Мартинез и Николай Николов - Шатката. «Поторопились объявить, что бегство было с автомобилем, который попал на территорию тюрьмы, без доказательств», комментирует ген. Василев в передаче «Събуди се» по Нова тв. Он считает, что никто не видел что заключенные ни садятся, ни выходят из автомобиля. «Наша проверка убеждает, что авто не часть автопарка МВР и ГДИН. Ведь номер записан при въезде, почему тогда не установлено кто его собственник», спрашивает экс-шеф тюрем. По его словам проверка не установила существенных вещей - автомобиль был вне зоны видеонаблюдения, но был под служебными кабинетами служителей Главного управления и Софийской тюрьмы. «Все кто-нибудь заметил, кто въезжает внутрь», пояснил генерал. Бывший шеф тюрем предлагает как дополнение к мерам совершить аттестацию служителей, которая оценит на сколько люди в системе могут быть готовы к действия в разных ситуациях, сколько должны быть обучены дополнительно.

«Знаю, что синдикаты сильно будут сопротивляться идее аттестации, потому что в ней видят намерение о чистке», добавил он.