Изучение иностранных языков:
славянских, тюркских, мертвых и других
Меню
Языки
Последние статьи

Статьи о Болгарии

Кардарашите - цыганские бароны Костинброда

Что связывает Азиса, Кока-кола и курицу в вакууме? Их связывает Костинброд это родной город фолк-звезды, где разливается самый популярный напиток на свете, а на ближайшем мясокомбинате колют местных куриц. Этот город в 10 минутах от Софии, если ехать на машине и это основная причина того, что все больше богатых людей покупают земли в районе, избегая перенаселенные уже Драгалевци, Бояна и Банкя.

В Костинброде однако давно привыкли к щегольскими домами, построенными на больших площадях. После короткого объезда города, открываются дворцы, которые нельзя увидеть и в «квартале богатых» - Бояна. Эти дома принадлежат местному роду цыган-кардарашей. Их дома массивные, с кичем, цветные, с фонтанами и позолоченными окнами. Основная разница между домами кардарашей и тех крутых в Бояне это то, что у цыган нет высоких каменных стен, которые скрывают роскошь их домов.

Близкий к Софии город не единственный, где поселились цыгане из общества кардарашей. По мнению некоторых исследователей это самая большая цыганская общность от 1 млн. человек по всему миру. Их называют калдараши, еще — кардараши, кардераши, калдераш; от ром. calderar — «котельщик». Они бывшие кочевые, вынужденные осесть в 1958 году специальным постановлением Министерского совета. Живут в основном в селах и маленьких городах, реже в больших городах, но маленькими группами, среди населения на выбранном месте, не обособляясь в кварталы. Они потомки тех групп, расселенных по миру из Влашко, Молдовы и Трансильвании во время так называемого «большое келдерарского вторжения» (вторая половина XIX в.). Среди кардарашей ходит легенда, что когда распинали Христа на кресте, цыгане племени украли гвозди.

Местные болгары из Костинброда не знают точно откуда пришли кардараши (кэлдэра́ры, котляры) в их город. Они, однако, знакомы с ромским родом и частью их обычаев.

«Кардарашы в Костинброде очень богаты, и сильно отличаются от остальных цыган, из-за высокой морали», рассказывают местные. Мужчины из этого рода одеваются в дорогие брендовые вещи, а женщины ходят в длинных юбках и шаровары. Как и у всех цыган и в обществе кардарашей женятся рано. Девочки выходят замуж в 12-13 лет, а уговор о браке между семьями происходит еще раньше. В цыганских обществах есть классовое разделение, и именно по этому принципу основываются браки. После того как платиться солидная сумма за невесту, она сразу же попадает в полное подчинении свекра и мужа. Муж имеет право везде выходить без жены, но не наоборот. Жена не работает и у нее есть обязанность родить детей своему мужу. Если за два года она не забеременеет, муж имеет право взять в жены другую.

Самое видное семейство среди цыган кардарашей (кэлдэра́роы, котляров) из Костинброда это семья - Янко Илиева. Первоначально он работал как строитель в района. Сейчас, вместе у него с его сыновьями Йорданом и Илией есть несколько строительных фирм с офисами в центре Софии. В семье есть и дочь - Волга, которая давно замужем в северной Болгарии.

Сын Янко - Илия Илиев известен и как лидер цыганской организации ДРОМ. Он не живет в Костинброде, но несколько лет, в начале города, строится его дом. По слухам его отец Янко отменил денежные средства для строительства, так как Илия разошелся со своей предыдущей женой - цыганкой, которая не могла забеременеть. Сейчас у него отношения с двадцатилетней болгаркой, которая недавно родила дочь, названную Мадонна. Если строительство в начале города будет закончено, это будет один из самых больших семейных домов в Болгарии. За недостроенным забором видится постройка в 5 этажей, в которой по плану должно быть 50 комнат. Отдельно готовится дом для гостей, дом для прислуги, поле для гольфа, бассейн и спа-центр.

Брат Илии - Йордан Илиев, живет в другом доме в Костинброде - на Ломском шоссе, который считается самой большой достопримечательностью города. Через ограду видны колонны, террасы и окна с золотой резьбой в стеклах. Дворец в три этажа, и второй окружен огромной террасой. Перед домом есть газон и гипсовые фигурки.

«Помню, что Янко поженил своего сына Данчо, когда ему было 14 лет. Невесту взяли 12 лет. Они торопились, потому что она была из того же общества и класса - хорошая партия, которую легко можно упустить. Они живут с его женой в большом доме», рассказывают знакомые с традициями кардарашей в Костинброде. Немного местных из Костиброда, обладали удачей зайти в какой-нибудь дом кардарашей. Но в городе говорят, что для богатых цыган чистота в доме на первом месте.

В городе есть еще несколько домов, которые принадлежат родным Янко - двоюродным братьям и дядям.Во внутренней части города есть большой дом, собственность цыган кардарашей (кэлдэра́ров, котляров), с поднимающейся над городом башней. Дом разделен на две части - одна двухэтажная, а другая в три этажа и с обязательными огромными террасами, с золотой резьбой на стеклах. С другой стороны улицы же поднимается не такой плохой, но такой же массивный дом, снова цыган - кардарашей.

У отца Янко есть дом с размерами по скромнее. Вопреки этому окна с золотой резьбой на стеклах, прекрасно подстриженный газон и ярко желтый цвет дома выдают, что дом не случайного человека. Годом ранее Янко был выбран председателем цыганского Мешере (цыганский суд). Этот «институт» в цыганском обществе равняется «суду Господнему». Жалобы в цыганском суде обычно о сбежавших невестах или компенсации, но принимаются решения и по политическим вопросам. Плохо той невесте, из-за которой окажется, что не будет питься «блага ракия» после первой брачной ночи. В Костинброд вспоминают один такой случай с двоюродной сестрой Азиса. «Она была очень красивая, с ногами в 2 метра - голливудские актрисы рядом не стояли. Подняли большую свадьбу в 70-е. Пригласили почти весь город. Три дня - пятница, суббота и воскресенье, кебапчета, виски. В понедельник однако весь город понял, что свадьба не состоялась, потому что невеста не была девственницей», вспоминают в городе.

В таких случаях в таком обществе, как кардараши прибегают к Мешере. Членов Мешере бесчисленное количество и собираются всегда по конкретному поводу. В некоторых случаях приглашают людей из разных групп или «судей» от незаинтересованной в споре стороны. Доказательства собираются через перекрестный допрос сторон и свидетелей. Часто приговоры это штрафы, компенсации, «судебные издержки» относительно сбора судей. Неподчинение может привести к «афорестване» - снятие родовой опеки у непокорного, которое равняется гражданской смерти.

Один из популярных случаев вынесения приговора от цыганского Мешере это смертный приговор, вынесенный против общественного советника из Силистры Суная Ремзи. Он был основным подозреваемым в убийстве 25-летнего Марина Маринова - богатого парня из рода цыган кардарашей, который был найден прострелянным и исколотым в кафе-баре «БГ-клуб» в Силистре, собственности Суная. Сразу же после инцидента общественный советник из ДПС исчез.

По закону в Болгарии институт Мешере не существует, вопреки тому что его наличие это факт и что в 1997 году учреждено Верховное цыганское Мешере. Все его члены, а и цыгане из общества также, вносят деньги для его «поддержки». «Что-то типа ежемесячных взносов», рассказывают в Костинброде.

По слухам богатство рода Янко передается из поколения в поколение. Есть однако и кланы по ниже среди кардарашей (кэлдэра́ров, котляров), чье занятие это кражи, рассказывают знающие. После того как одна девочка отдана женой из данного семейства, то за нее выплачивается большая сумма, которую невеста должна вернуть через воровство. Большая часть молодых невест отправлены напрямую заграницу, что там красть.

«Цыгане кардараши отличаются своей исключительно высокой моралью. У других цыган мораль не на таком высоком уровне», поделился перед e-vestnik фолк-звезда Азис, которого еще называют соловей из Костинброда. Его отец из цыган цоцоманы, а мать из кардарашей. Певец принимает за свой род именно родных своей мамы потому что был воспитан ими. Из рода Азиса известна и его бабка Станка, которая считается самой большой гадалкой на районе. Ее дом однако намного скромнее от этих домов ее далеких родственников кардарашей в городе.

«У нас есть традиции, которым больше ста лет. Я давно покинул Костинброд и многие вещи позабыл, но у меня осталось шестое чувство, которое сильно развито в этом обществе. У нас очень развита интуиция и можем понять по глазам или только по одному слову. У нас есть слова в запасе, из которых одно означает десять выражений. Никто из кардарашей однако его бы не сказал», рассказывает певец. По его мнению это не верно, что цыганки-кардараши (кэлдэра́ры, котляры) обучаются как карманницы. «Ничего подобного нет в нашем роде. Это выдумки болгар, чтобы оправдать кражи, которые происходят в городском транспорте. Не думаю, что один богатый человек, которым является кардараш (кэлдэра́р, котляр), учил бы своего ребенка чему-то такому. Для меня это ложь, мы не крадем, мы не врем. Мы лучше торгуемся, наш торговый нюх сильно развит, мы лучше сделаем что-то существенное. Истина, однако, то, что я не знаю людей, которые построили большие дома в Костинброде, потому что очень давно уехал от туда», добавил Азис.

Оригинал: e-vestnik.bg