Изучение иностранных языков:
славянских, тюркских, мертвых и других
Меню
Языки
Последние статьи

Цыганский Новый Год

Васильевдень или Банго Васил (буквально "Куций/Хромой Васил") празднуется всеми цыганами у нас. Праздник известен, как цыганский Новый год.

Эти дни связаны с несколькими цыганскими легендами. По первой их них Банго Васил это Святой Васил - заступник и защитник цыган. Он восстанавливает мост, по которому проходят цыгане, после того как этот мост был разрушен Дьяволом или Господом и спасает утопающих цыган. По второй легенде Банго Васил это "историческая" личность, хромой овчар, который спасает тонущего цыганского ребенка или же дает приют бегущим от неприятеля цыганам.

Подготовка к празднику начинается за неделю до 13 января. Покупается гусь или петух, в случае, если семья их не выращивает. Животное должно быть куплено самое позднее 12.01 и обязательно переночует в доме "чтобы не убежала удача". Утром 13.01 гусь или петух колется и к 14 часам начинаются настоящие приготовления. Основна забота это подготовка трапезы и изготовление сурвакници. У разных цыганских групп сурвакници выглядят по разному. Общее это то, что его делают из кизила, а украшения разные.

Ужин: Банго Васил это подчеркнуто семейный праздник. У всех цыгане ужин 13.01 играет исключительно важную роль и исполнен с богатой символикой. Также для всех групп цыган обязательный момент, в который начинается ужин до полуночи двери в дом должны быть хорошо закрыты - никто из семьи не выходит наружу (даже во двор!) и никто посторонний не допускается войти в дом. Это один из маленьких случаев когда цыгане отказывают в своем традиционном гостеприимстве.

На стол ставятся приготовленные блюда - сваренный петух или гусь, сарми (часто счастливые с бутонами кизила), баница с удачей, богато украшенная питка (также очень часто с удачей) или обрядный хлеб - вино, ракия и др. Обычно ужин начинается с ритуала "прикаждане" и благословления трапезы. "Прикаждующий" (обычно это женщина) молится за удачу, плодородие и счастье. После этого члены семьи прощают друг друга, целуя руки. После прощения самые старые (бабушка и дедушка) берут богато украшенную питку и ломают ее пополам "чтобы видеть кому удача будет больше в этом году и кто будет кормить дом". После этого мать наламывает части от питки для всех детей. Первый кусочек от питки не едят, а укрывают и оставляют под подушкой. Считается, что то, что спящий увидит во сне этой ночью показывает что случится в наступающем году.

Трапеза не убирается всю ночь. Считается, что это приносит плодородие.

Встреча Банго Васил, а вместе с ним и Нового Года занимает важное место в празднике. Это реализуется двумя способами - через сурвакание и через перевоплощения главы семейства в роль Банго Василя, или его посланника.

В полночь наступает Васильевдень и Новый год. С этого момента начинает сурвакание. Участвующие желают здоровья, плодородия и удачи. Их слова обычно короткие и простые, например у цыган-бургуджии, "Сурва-сурва година, догодина - пак живо и здраво", "Акулсъ - бакулсун иере саулсун!" - "Сурва Весела Година - догодина пак жив и здрав" у цыган-хорохане и т.д. Как и по болгарской традиции дарят сушеные плоды, конфеты, деньги.

Больший интерес представляет обычай с перевоплощение в роль посланника Банго Василя. Со входом в дом говорится: "Васили авалъ" - "Васил пришел" и кидается пшеница и рис. Дети собирают как можно больше, чем он, потому что это удача, которую Святой Васил им носит. Потом начинает сурвакание, начинает первым глава семьи (посланник Святого Василя).

Все это делается с особой торжественностью, потому что верится, что приносит плодородие, счастье и удачу.

При выполнении скрипта возникла ошибка. Включить расширенный вывод ошибок можно в файле настроек .settings.php