Изучение иностранных языков:
славянских, тюркских, мертвых и других
Меню
Языки
Последние статьи

видео

Ислам и религиозные течения на основе Корана

Ислам – самая молодая из так называемых «мировых» религий. По числу своих адептов ислам уступает только христианству. Общее число мусульман в мире на конец 2016 г. составляет 1,9 миллиарда человек.

Текст к видео

islam

Сегодня последователи Мухаммеда проживают практически во всех странах мира, а в 28 государствах ислам является государственной религией. Однако, как и в других крупных конфессиях (христианство, буддизм), в исламе имеется большое количество различных течений – от достаточно толерантных до резко радикальных.

Многие из этих мусульманских течений, благодаря средствам массовой информации, сегодня на слуху у всего мира. Попробуем разобраться в особенностях того или иного направления этой многогранной и во многом загадочной для западного обывателя религии.

Сунниты

сунниты

1. Адепты и распространение.

Суннизм является наиболее распространённым течением в исламе. Общее количество его последователей составляет 1млрд. 550 млн. человек, что составляет порядка 85 - 90% всех мусульман мира. Крупнейшие государства, где преобладают сунниты – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Египет, Саудовская Аравия, Турция. Большая часть мусульман бывшего СССР, в том числе и России, также исповедуют ислам суннитского толка. К суннитам относятся как вполне миролюбивые религиозные течения, так и многие исламские фундаменталисты («Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Талибан»).

2. Название.

На арабском языке полное наименование суннизма звучит как «ахль-ас-сунна валь-джамаа» (أهل السنة والجماعة) – «люди сунны и согласия общины». Сунна – сборник преданий о жизни и деятельности пророка Мухаммеда. Таким образом, первая часть данного арабского названия осмысливается как «следующие по пути пророка». Джамаа по-арабски означает «единство», что традиционно трактуется как признание миссии всех сподвижников Мухаммеда в развитии ислама.

3. История появления.

Истоки суннизма восходят к концу 7 – началу 8 веков, когда в результате борьбы за власть между первыми халифамив мусульманском обществе произошёл раскол. Как следствие политической и религиозной смуты, в исламе появляется большое количество местных течений и сект. В этих условиях ряд наиболее видных исламских богословов, таких как аль-Басри, ан-Нахаи, абу-Хани-аль-Куфи, попытались систематизировать религиозные знания, «очистив их от посторонних примесей». Как итог – в начале 8 века появился суннизм, как воплощение «традиционного ислама», противостоящего еретикам и раскольникам.

4. Идеология и обычаи.

Главными отличительными признаками суннизма являются: Признание шести сборников преданий о высказываниях и деяниях пророка (хадисов), составленных наиболее авторитетными учёными-мухаддисами, в качестве единственно достоверных источников. Признание единственно легитимными четырёх школ шариатского права (масхабов) - малакит, шафиит, ханафит, ханбалит. Признание трёх религиозных школ изучения и преподавания исламских догматов, как символов истинной веры (ахль-уль-асар, ашарит, аль-матуридийа). Признание правления четырёх первых халифов законным и праведным. Все остальные существующие в исламе догмы, учения и трактовки традиционный суннизм считает ересью и вероотступничеством.

Особое значение адепты суннизма придают сунне, которая наряду с Кораном является основным источником религиозных знаний. Высшим религиозным лидером у суннитов является халиф.

Шииты

шииты

1. Адепты и распространение.

Шиизм является вторым по значимости и численности направлением ислама. Число последователей шиизма составляет около 150 миллионов человек (10% от всех мусульман). Данному течению следуют большинство верующих в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне. Исповедуют шиизм треть жителей Ливана и Кувейта, Йемена и 1/5 часть жителей Афганистана и Саудовской Аравии. Среди шиитских организаций наибольшую известность в мире имеет «Хезбалла» - ливанская вооружённая группировка, активно участвующая в конфликтах на Ближнем Востоке (Арабо-Израильские конфликты, гражданская война в Ливане и в Сирии).

2. Название.

В переводе с арабского «ший-а» ( ) означает «последователь, приверженец». Под этим подразумевается убеждённость шиитов в том, что их путь следования веры - единственно правильный. Другая версия гласит, что такое наименование шииты получили за поддержку, оказанную ими двоюродному брату пророка – халифу Али в его войне с халифами Омейядами (сторонниками суннизма).

3. История появления.

Появление шиизма относят к периоду «великого раскола» единой мусульманской уммы (общины) в конце 7 века. Как результат, ислам распался на несколько течений, одним из которых и стал шиизм. В ходе внутренней междоусобицы часть уммы, будущие шииты, выступили на стороне Али, последнего из «праведных халифов».

4. Идеология и обычаи.

В отличие от суннитов, шииты признают единственным праведным халифом Али абу-Талиба, двоюродного брата и сподвижника пророка. Его потомки, имамы, считаются его единственно законными духовными наследниками. В этом состоит ещё одно отличие шиитов от суннитов: сунниты полагают должность халифа выборной из наиболее праведных последователей веры, в то время как в шиизме сан имама может наследовать только мужчина из рода Али.

Имамы в данной традиции считаются посредниками между Аллахом и верующими. Идеология шиизма базируется на пяти основных догматах веры: таухид (монотеизм), адль (вера в божественную справедливость), набувват (вера в исламских пророков), имамат (вера в праведность 12 имамов) и маад (вера в загробный мир).

Особенностью шиизма является вера в двенадцатого имама из рода Али – пророка Махди, который ушёл из нашего мира в пятилетнем возрасте и должен явиться вновь перед концом мира в виде мессии. В остальном же они, как сунниты почитают коран и общемусульманские святыни в Мекке и Медине. Но наряду с этим, в качестве святынь почитаются места, связанные с 12 праведными имамами (Кербела, Наджаф, Мешхед и т.п.). От времён гонений на шиизм сохранился принцип «сокрытия веры», согласно которому верующий для спасения своей жизни может внешне отказаться от своих убеждений, в душе оставаясь шиитом.

Шиизм, в свою очередь распадается на несколько течений, основное из которых – иснаашариты (двунадесятники). Среди других, более мелких общин можно назвать алавитов, друзов, исмаилитов, зейдитов.

Суфии

суфии

1. Адепты и распространение.

Суффизм – достаточно гибкое и многоликое явление в современном исламском обществе. Являясь частью суннизма, данное направление распространено во многих исламских странах. При этом, ввиду размытости и многоликости, точное число адептов этого учения установить достаточно сложно. На территории России суфизм особенно распространён на Северном Кавказе, где его последователи именуются мюридами.

2. Название.

Этимология слова «суфизм» (تصوف) восходит к арабскому «суф» - шерсть. Грубое шерстяное одеяние было традиционным для странствующих суфиев-аскетов. Другие версии происхождения названия – «ас-сафа» - «духовная чистота», или «ас-суфа» - нищие последователи Мухаммеда, кормившиеся с его стола.

3. История появления.

Возникновение суфизма относят к 7 – 8 веку, когда в традиционном исламе (будущий суннизм) возникло мистическо – аскетическое направление. Оформился суфизм в качестве обособленной части суннизма в 9 – 10 веках. В это время в разных частях халифата появляются суфийские школы, оформляются основы идеологии данного учения. В 12 – 14 веках суфизм становится важным фактором, влияющим на развитие исламского общества во многих странах. Развитие институтов суфизма сопровождалось увеличением числа его сторонников. Особенно это проявилось в Османской империи, где возникают многочисленные «братства» - таррикаты. В России особого развития суфизм достиг в 19 веке в Дагестане и Чечне, где было образовано государство мюридов во главе с имамом Шамилем.

4. Идеология и обычаи.

В основе учения суфиев лежит постулат аскетизма как основного пути духовного воспитания и роста. Богословы-суфии проповедовали презрение ко всем земным богатствам – деньгам, власти, пище и т.д. При этом отмечается большая роль мистицизма и даже эзотерики в данном учении. Учёные суфии всегда отличались склонностью к философскому осмыслению Корана и других священных писаний мусульман, разработке собственной теологической терминологии. Кроме этого, первоначально суфиям было свойственно строгое соблюдение положений Корана и неукоснительное следование сунне пророка.

Ученики суфийских богословов именовались мюридами, из среды которых вышло много теологов и моджахедов («борцов за веру»). Также непосредственно с суфизмом связан институт дервишей - мусульманских монахов-аскетов. В дальнейшем суфийские школы, расположенные в различных частях мира начинают испытывать влияние других религий и философских направлений, а само течение всё больше отдалятся от нужд и потребностей простых мусульман, замыкаясь в себе. За это суфизм часто подвергается критике со стороны адептов так называемого «чистого ислама».

Асария

imam-hambali

Суннитская теологическая школа, главным направлением деятельности которой является акида, основанная на строго традиционалистском толковании положений Корана. Акида – один из столпов мусульманской религии, форма раскрытия истинности учения Мухаммеда посредством набора религиозных идей, догм, цитат пророков и т.д.

1. Адепты и распространение.

Последователями асарии являются в большинстве своём салафиты и члены других радикальных течений в суннизме. На сегодня они составляют лишь небольшую часть от общего числа верующих.

2. Название.

По-арабски название данной школы акиды звучит как «Ахль-уль-асар» (أهل الأثر‎ ) - «люди предания». Что подразумевает следование пути Мухаммеда посредством сунны (сборника преданий о делах и мыслях пророка).

3. История появления.

Возникновение данной теологической школы относится к 9 веку, как результат борьбы за «чистый ислам». Основы асарии были разработаны богословом ибн-Ханбалем, который ставил главной своей целью борьбу против многочисленных еретических течений, основывавшихся на переосмыслении Корана и придании словам пророка неких метафорических значений.

4. Идеология и обычаи.

Особенностью асарии является осмысление высказываний Корана, основанное на дословном их понимании. Последователи асарии отрицают всяческие иносказательные толкования священного писания, считая их попытками исказить истинность веры. Асарии считают, что человек не должен давать своего толкования любому божественному аяту Корана, даже самому неясному и туманному.

Салафиты

салафиты

Является одним из наиболее радикальных течений в суннизме. Последователи его активно выступают за «чистый ислам» и борьбу с «неверными», к которым они традиционно причисляют и своих оппонентов и внутри мусульманского сообщества. Понятие салафизм весьма расплывчато: в наиболее широком смысле, это обобщённое название для всех фундаменталистских направлений суннизма.

1. Адепты и распространение.

Салафизм в чистом виде более всего распространён на Ближнем Востоке – в Египте, Саудовской Аравии, Ираке, Ливии, Секторе Газа и Сирии. В России пик активизации салафитского движения пришёлся на годы конфликта в Чечне (1994 – 2009 гг.). Число его сторонников в мире значительно возросло в начале третьего тысячелетия, что проявляется в активизации ряда радикальных религиозно-политических организаций, идеологически тесно связанных с салафизмом: «Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусра», «Братья мусульмане», «Боко Харам», «Хамас», и т.п.

2. Название.

Салафия (سلفية) переводится с арабского как «предки», что связано с их борьбой за возврат к «вере праведных предков».

3. История возникновения.

Идеи салафизма, как призывов к возвращению «чистого ислама» можно усмотреть ещё в конце 7 века, во времена большого раскола мусульманской уммы (сообщества). В 18 - 19 веках идеи салафизма были взяты на вооружение борцами за национальное освобождение арабов от европейской и турецкой экспансии. Первоначальная, «не испорченная» вера предков пропагандировалась салафитами как основа побед армий «праведных халифов» над своими врагами.

Но в целом салафиты достаточно снисходительно относились к религиозным особенностям различных течений ислама. В ходе преследования властей, многие салафитские проповедники вынуждены были бежать на родину пророка - в Саудовскую Аравию. В итоге салафия тесно переплелась с господствующим там ваххабизмом, вобрав в себя многие его радикальные положения, превратившись в довольно экстремистское и непримиримое течение.

4. Идеология и обычаи.

Главное положение, на котором основана салафия, это тахиуд – вера в единого Бога. Кратко тахиуд выражается изречением «Нет Бога кроме Аллаха». Главной сферой деятельности салафитов является борьба за очищение веры от различных нововведений. Истинный ислам для них – это вера, бытовавшая во времена Мухаммеда и четырёх «праведных халифов». Все же остальные наслоения и традиции салафиты называют «бида» - ересь.

Так, салафия запрещает совершать паломничество к могилам мусульманских святых, в том числе и к мавзолею Мухаммеда, обосновывая это как возрождение культа усопших. В салафии запрещено обращаться с молитвами или просьбами о заступничестве к пророку или иным святым, поскольку «на всё на земле есть воля Аллаха», и только ему дано управлять судьбой человека. Салафиты отрицательно относятся к любым мусульманским философским или правовым школам, считая их попытками переосмысления, искажения положений Корана.

К примеру, салафиты крайне отрицательно относятся к попыткам суфиев философского постижения Корана и сунны. Между тем, салафия не является однородным течением. Внутри неё имеются как фундаменталистские организации, действующие методами террора, так и миролюбивые направления, отрицающие всякое насилие. К числу последователей мирной борьбы за чистоту ислама, с помощью проповеди и убеждения, относятся салафиты-пуристы.

Ваххабиты

ваххабиты саудовской аравии

1. Адепты и распространение.

Центром ваххабизма в современном мире является Саудовская Аравия, где он принят в качестве государственной религии. Кроме этого, идеи ваххабизма распространены среди многих исламских радикалов во всём мире. Ваххабизм сегодня часто отождествляют с салафией, хотя первоначальные истоки этих двух течений были различны. В Россию ваххабизм проник в конце ХХ века, распространившись по большей части на Северном Кавказе, особенно в Чечне и Дагестане (так называемый «Имарат Кавказ»).

2. Название.

Своё название «аль-Ваххабия» (الوهابية‎ ) течение получило по имени своего основателя, саудовского богослова Абд аль-Ваххаба.

3. История возникновения.

Ваххабизм в исламе является достаточно новым течением, возникшим всего лишь три столетия назад. В основе движения лежит социальный протест низших слоёв населения. Как считается, ваххабизм распространился среди кочевых племён Аравии в виде протеста против обогащения городской знати и купечества. Первым проповедником новых идей отказа от излишков материальных благ и единению всего исламского сообщества выступил проповедник аль-Ваххаб. Позже племена бедуинов под флагом ваххабизма вели удачную национально-освободительную борьбу, позволившую им освободиться от власти Османской империи. Сегодня ваххабизм продолжает оставаться основной религией Саудовской Аравии, которая всячески способствует его распространению во всём мире.

4. Идеология и обычаи.

По своей идеологии ваххабизм близок к другому радикальному течению ислама – салафии. В ходе своего развития данные направления в значительной мере переплелись, став, по сути, синонимами. Борьба за «чистоту веры», возврат к исконному исламу времён Мухаммеда, отмена всех привнесённых позднее изменений в мусульманскую традицию являются главной целью ваххабитского учения.

Мутазалиты

мутазалиты

1. Адепты и распространение.

В настоящее время мутазалиты является малочисленной философской школой в исламе шиитского толка. Последователи мутазалита встречаются в разных странах мира, при этом не играя нигде активной роли в жизни общества.

2. Название.

Мутазалит (المعتزلة‎) переводится как «отделившиеся, отшельники». Сами себя называют «последователи справедливости и единобожия».

3. История возникновения.

Возникновение мутазалитства относят к периоду большой смуты в мусульманской умме (конец 7 – начало 8 веков). Часть исламской общины, поддержавшая неудачное восстание Зейда ибн-Али против власти халифов Омейядов, подверглась преследованию и репрессиям. В результате они вынуждены были скрываться в пустынях, горах и прочих уединённых местах, что и послужило причиной их названия. После свержения династии Омейядов, гонения на мутазалитов прекратились и они смогли занять высокие посты при Дамасских и Багдадских халифах. Расцвет мутазалитства пришёлся на 9 – 12 века, после чего их влияние на жизнь мусульманского общества пошло на спад.

4. Идеология и обычаи.

Мутазалитство во многом схоже с другими шиитскими течениями ислама – зейдизмом или хариджизмом. В основе мутазалитства лежат пять постулатов: божественная справедливость, единобожие, неотвратимость божьего наказания, возможность промежуточного состояния человека (между верой и неверием), борьба со злом.

Хуситы и зейдиты (джарудиты)

хуситы

1. Адепты и распространение.

Зейдизм достаточно широко распространён в шиитском мире – в Йемене, Иране, Ираке. Общая численность зейдитов на данное время – порядка 8 миллионов человек. При этом хуситы являются йеменскими последователями зейдизма.

2. Название.

Зейдизм получил своё название по имени основателя - Зейда ибн-Али. Хуситы – йеменские зейдиты, участники вооружённой группировки «Ансарулла». Получили своё прозвище в честь основателя и лидера этой группировки, Мухаммеда аль-Хуси, погибшего в 2004 году в гражданской войне в Йемене.

3. История возникновения.

Зейдиты являются последователями Зейда ибн-Али, внука первого шиитского имама. В начале 8 века Зейд поднял восстание против Омейядских халифов, но потерпел поражение и был убит.

4. Идеология и обычаи.

Зейдиты, несмотря на свою принадлежность к шиизму, во многом имеют сходство и с суннитами. Так, они отрицают учение о пришествии мессии Махди, божественную сущность имамов. Но при этом они являются одним из самых радикальных и воинственных направлений в шиизме, считающих, что имамом достоит стать только тот из рода Али, кто возьмёт в руки меч борьбы за халифат.

Хариджиты (ибадиты, азракиты, надждиты и т.д.)

хариджиты

1. Адепты и распространение.

Сегодня хариджиты распространены главным образом на юге аравийского полуострова . В султанате Оман ибадиты, одно из хариджитских течений, является преобладающим среди местных мусульман.

2. Название.

По арабски «хариджит» (خوارج) переводится как «покинувший, вышедший». Связано это с тем, что именно хариджиты стали первой религиозной группой, открыто отмежевавшейся от традиционного ислама.

3. История возникновения.

Своё происхождение все хариджиты ведут от воинов халифа Али, которые взбунтовались после заключения им перемирия с Омейядскими халифами. В результате халиф Али ибн-Талиб был убит, а восставшие создали на юге современного Ирака собственное государство. В дальнейшем хариджиты разделились на несколько течений – ибадиты, мухаккимиты, азракиты, надждиты и т.д.

4. Идеология и обычаи.

В целом религиозная идеология хариджитов не противоречит суннитской. Разница заключается в том, что они признают праведными лишь двух первых халифов. Двоюродного брата пророка Али ибн-Талиба, почитаемого и суннитами и шиитами, они вообще считают вероотступником. Наиболее воинственные направления хариджизма (азракиты и надждиты) практикуют методы убийств политических и духовных противников, что по их мнению восходит к убийству первыми хариджитами халифа Али.

Исмаилиты

исмаилиты

1. Адепты и распространение.

На настоящий момент в мире насчитывается около 15 миллионов исмаилитов, являясь одним из крупнейших шиитских направлений. Проживают в основном на территории Ирана, Ирака, Средней Азии, а также на юге Саудовской Аравии.

2. Название.

Наименование происходит от основателя течения, Исмаила.

3. История возникновения.

Возникновение исмаилизма восходит к 765 г., когда шестой имам шиитов лишил своего сына, Исмаила, права наследовать духовную власть. Причиной послужили радикальные настроения наследника, стремившегося вступить в борьбу за власть с Омейядскими халифами. В результате в среде шиитов произошёл раскол: наиболее радикальные признали своим имамом Исмаила. Расцветом исмаилизма принято считать 10 – 12 века, когда на территории Египта существовало государство исмаилитов со столицей в Каире, а сама религиозная доктрина распространилась от Афганистана и Средней Азии до Магриба.

4. Идеология и обычаи.

Данное течение во многом вобрало в себя фрагменты соседних религий и культов: зороастризма, христианства, иудаизма. Главным отличием исмаилитов от остальных шиитов заключается в принятие ими догмы о божественной сущности всех шести пророков, от Адама и Авраама до Иисуса и Мухаммеда. По представлению исмаилитов, Аллах вселил в сущность каждого из них часть своей божественной сути. В качестве мессии они признают не имама Махди, а своего основоположника Исмаила.

Друзы

друзы

1. Адепты и распространение.

Численность друзов на 2016 год составляет порядка 1,5 миллионов человек. Проживают они по большей части на Ближнем Востоке – в Сирии, Ливане, Израиле.

2. Название.

Слово «друз» является видоизменённым от имени Дарази, шиитского богослова, проповеди которого легли в основу религиозного учения друзов. Между тем, сами себя друзы называют «мувахиддун» («люди единого Бога»).

3. История возникновения.

Большая часть друзов происходит из южноливанских племён, поэтому данное течение является не только религиозным, но и этническим. Религия друзов возникла в 10 веке под влиянием проповедей Дарази. Этнически друзы представляют собой смесь арабов с местными племенами – самаритянами, потомками хеттов и арамеев. В религиозном смысле друзы образовались как одна из ветвей исмаилитов.

4. Идеология и обычаи.

Особенностью данного направления является то, что принять веру друзов постороннему человеку невозможно. По религиозной доктрине, стать друзом может только человек, родителями которого были друзы. Это привело к формированию друзов как обособленной этнической группы, со своими традициями и обычаями. В целом же религия друзов полна изотерики и мистицизма. Так, они единственное мусульманское течение, которое проповедует догму о переселении душ после смерти. Друзы не соблюдают обязательный для других мусульман пост, также у них не обязательна молитва и запрещено многожёнство. В то же время они признают Аллаха единым Богом, а Мухаммеда – его пророком.

Алавиты, алевиты

алевиты

1. Адепты и распространение.

Общая численность превышает 3 миллиона человек. Проживают алавиты в Сирии, Ливане и Турции.

2. Название.

Алавиты является общим названием для нескольких религиозных групп шиитов, проживающих в Сирии и Турции. Крупнейшие из них нусайриты (в Сирии) и кызылбаши (в Турции). При этом термин «алавит» принят среди арабов, а «алевит» - у турков. Оба слова означают «почитающие Али» (халифа Али ибн-Талиба, двоюродного брата пророка).

3. История возникновения.

Возникновение алавизма связывают с пророком Нусайрой, от которого и произошло арабское наименование алавитов. Обособление алавитов от остальных шиитов произошло в 9 веке. К середине второго тысячелетия алавитские шейхи становятся весьма влиятельной политической силой, с которой вынуждены считаться даже Османские султаны. К 17 веку алавиты устанавливают свой контроль над большей частью Леванта. Их политическое доминирование в этом регионе продолжается до сих пор: в Сирии алавитский клан во главе с Асадом удерживает власть над страной, где 80% населения составляют мусульмане-сунниты.

4. Идеология и обычаи.

По мнению многих мусульманских теологов, алавиты настолько далеко ушли от первоначального ислама, что уже вряд ли могут считаться мусульманами. В этом они схожи с друзами. В культе алавитов большое место занимают гностика и эзотерия, философские осмысления и понятия. По своей сути алавизм является смесью ислама, христианства и древних местных религий. Так, халиф Али считается воплощением солнца и луны. Алавиты обожествляют Мухаммеда и его семью, но в то же время почитают и ряд христианских святых. Алавитами могут быть только мужчины, женская же часть не допускается до богослужений и религиозных обрядов.

Такфириты

такфириты

1. Адепты и распространение.

Наиболее консервативно настроенная часть суннитов. По своей сути очень сходна с другими экстремистскими течениями.

2. Название.

Слово «такфир» по-арабски означает «обвинение в неверии». В этом и выражается основная суть данного учения.

3. История возникновения.

Такфиризм возник в середине ХХ века в тюрьмах Египта, среди наиболее радикальной части «Братьев мусульман». Идеологической основой такфиризму послужили сочинения одного из салафитских идеологов Кутба (казнён египетскими властями в 1966 г.).

4. Идеология и обычаи.

Главной своей целью такфириты ставят, как ясно из названия, обвинение в неверии. При этом в неверии обычно обвиняются не отдельные личности, а целые исламские течения и группы, которым затем объявляется джихад. Такфириты отличаются экстремизмом даже на фоне таких радикальных течений как салафизм и ваххабизм, которые выступают за единение мусульманских общин.

Матуридиты

матуридиты

1. Адепты и распространение.

Философская школа, распространённая среди суннитов. Распространена от Индии до Европы.

2. Название.

Происходит от имени аль-Матуриди, основателя данного течения.

3. История возникновения.

Течение возникло в Х в., основоположником его был самаркандский теолог аль-Матуриди. Окончательно идеи матуридизма сформировались к 13 веку. Последователями матуридитской философской школы были правители Османской империи.

4. Идеология и обычаи.

Матуридиты большое значение уделяют изучению хадисов – высказываний и свидетельств о делах и мыслях Мухаммеда. В отличие от сторонников «чистого ислама» возводят в культ почитание могил и мавзолеев праведников. Считают, что наказание за грехи не может быть вечно, и по искуплению их души из ада перемещаются в рай, где могут лицезреть Аллаха.

Кораниты

кораниты

1. Адепты и распространение.

В мире насчитывается несколько сот тысяч последователей этого философско-религиозного течения. Его последователи спорадически распределены среди суннитских общин во многих странах.

2. Название.

Происходит от главной книги мусульман – Корана.

3. История возникновения.

Основателем считают ан-Наззама, афганского философа 9 века. Современный коранизм основывается также на трудах индийского хадисоведа Джараджпури.

4. Идеология и обычаи.

От традиционного ислама кораниты отличаются тем, что признают только Коран в качестве священного писания, отвергая сунну пророка. Также ими отвергаются обязательное ношение хиджаба, бороды, отрицается обязательность хаджа и обрезания. Допускают принятие женщиной сана имама.